Что происходит в нашей голове, когда мы смотрим танец?
Оказывается, магия живого искусства — не просто метафора. Новое исследование, опубликованное в журнале «iScience», показывает: когда люди смотрят современный танец вживую, их мозговые волны начинают работать синхронно. А вот при просмотре той же постановки в одиночку на экране — такого эффекта нет.
«Мы хотели понять, почему живое выступление ощущается иначе, чем его видеозапись», — говорит Гвидо Оргс (Guido Orgs), научный сотрудник и хореограф из Университетского колледжа Лондона (University College London, UCL). — «Именно танец стал идеальной формой для изучения этого явления — ведь он всегда живой, телесный, происходящий “здесь и сейчас”».
Лаборатория в зале: как изучали «живость» искусства
Работа стала частью проекта NEUROLIVE — масштабного сотрудничества учёных и артистов из UCL, Goldsmiths, University of London, Института эмпирической эстетики Макса Планка (Max Planck Institute for Empirical Aesthetics) и студии Siobhan Davies Studios. Их объединяет одна цель: понять, что же такое «живость» в искусстве и почему она так влияет на зрителя.
В рамках эксперимента 59 зрителей надели ЭЭГ-гарнитуры и пришли на три живых показа танцевального перформанса Detective Work, поставленного Секе Чимутенгвенде (Seke Chimutengwende) и исполненного вместе с Стефани МакМанн (Stephanie McMann).
Позже другие участники смотрели ту же постановку — но уже в видеозаписи: либо в кинотеатре, либо в одиночку в лаборатории. Задача была простой: сравнить, как разные форматы меняют активность мозга и его синхронность с другими зрителями.
Танец как мозговая настройка: синхрония в дельта-диапазоне
Результаты поразили. Во время живых выступлений мозговые волны зрителей синхронизировались именно в дельта-диапазоне — это медленные волны, которые обычно ассоциируются с блужданием ума, снами и социальным взаимодействием.
Причём особенно сильной синхронизация становилась, когда артисты смотрели в глаза публике. Этот «визуальный контакт» словно пробуждал общее внимание, объединяя нейроактивность разных людей в одно ритмичное целое.
«Обычно внимание связывают с более быстрыми альфа-волнами», — поясняет Лора Рай (Laura Rai), нейробиолог из UCL и ведущий автор статьи. — «Но в нашем исследовании именно медленные дельта-волны отражали наибольшее вовлечение. Это было неожиданно».
Важна не только сцена, но и — вместе
Интересно, что просмотр записи танца в кинотеатре с другими людьми также вызывал определённую синхронность мозговых волн — пусть и не столь выраженную, как на живом шоу. А вот при просмотре в одиночестве синхрония практически исчезала.
Вывод? Сила искусства — не только в его содержании, но и в социальной совместности, в коллективном переживании. Быть в одном зале, одновременно наблюдать, дышать, реагировать — это формирует уникальную, невидимую связь между нами.
«То, что синхронизация происходит именно в дельта-диапазоне, подчёркивает: сценическое искусство — это не просто спектакль, это форма социального взаимодействия», — говорит Гвидо Оргс (Guido Orgs). — «Оно создаётся прямо на глазах у публики и неотделимо от присутствия зрителя».
Могут ли артисты предсказывать наше внимание?
В исследовании был ещё один неожиданный поворот: учёные попросили хореографа Чимутенгвенде (Chimutengwende) отметить моменты спектакля, которые, по его мнению, должны вызвать наибольшее внимание. И почти каждый раз пики синхронности мозговых волн у зрителей совпадали с его прогнозами.
«Конечно, восприятие искусства — вещь субъективная», — признаёт Оргс (Orgs). — «Но когда речь идёт о внимании, наши результаты говорят: реакцию аудитории можно предсказать. Художники знают, что делают».
Взгляд в будущее: искусство + наука = новый язык
Команда NEUROLIVE мечтает отправиться в научно-художественное турне: показывать перформанс в разных странах, собирать новые данные, проверять, работают ли те же механизмы в других культурах и контекстах.
Пока остаётся одна техническая проблема: ЭЭГ-системы по-прежнему громоздкие, чувствительны к движениям и сложны в настройке. Но учёные надеются на прогресс — ведь потенциал у такого подхода огромен.
«Живое выступление — это не просто “развлечение”», — говорит Маттиас Сперлинг (Matthias Sperling), художественный руководитель и исследователь проекта. — «Это огромный пласт знаний, накопленных артистами и зрителями. И теперь мы можем рассказать о нём по-новому — через язык науки».
Литература:
Delta-band audience brain synchrony tracks engagement with live and recorded dance, iScience (2025). DOI: 10.1016/j.isci.2025.112922. www.cell.com/iscience/fulltext … 2589-0042(25)01183-6

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;