То, как мамы и папы относятся друг к другу, влияет на их детей

То, как мать и отец относятся друг к другу как к родителю, влияет на благополучие ребенка, заявляют исследователи. Когда родители считают, что их отношения касательно совместного воспитания позитивны, дети лучше приспосабливаются к жизни. Дети были почти так же хорошо приспособлены, когда отношения родителей были умеренными или если мать более негативно относилась к воспитанию отца. Однако, когда отец рассматривал отношения касательно совместного воспитания как негативные, страдали дети. Исследование было опубликовано онлайн в журнале Child Development.

Авторы нового исследования заявили, что то, как матери и отцы видят друг друга как родителей своих детей, играет ключевую роль в том, насколько хорошо адаптируются к жизни их дети.

Исследователи обнаружили, что в выборке пар с низким уровнем дохода у детей были лучшие результаты, когда оба родителя считали свои отношения касательно совместного воспитания очень позитивными, и худшие, когда оба родителя считали свои отношения плохими. Тем не менее, результаты детей расходились, когда пары считали свои отношения, касающиеся совместного воспитания, умеренно хорошими, но матери и отцы по-разному относились друг к другу как к сородителям, комментирует Сара Шоппе-Салливан (Sarah Schoppe-Sullivan), автор исследования.

«Лучший результат для детей был, когда оба родителя считали свои отношения, касающиеся совместного воспитания, положительными. Но дети были почти так же хорошо приспособлены к жизни, когда качество отношений было умеренным, а матери менее позитивно относились к совместному воспитанию по сравнению с отцами», — добавляет Шоппе-Салливан.

Исследование показало, что результаты детей страдали, когда отцы менее позитивно относились к совместному воспитанию.

Предыдущие исследования показали, что родители с лучшими отношениями между собой более успешны, поскольку родители и их дети лучше приспособлены к жизни— например, у них меньше проблем с поведением и лучше социальные отношения с другими. Но большая часть предыдущих исследований была проведена в белых семьях среднего класса и основывалась исключительно на взглядах матерей на отношения совместного воспитания.

Участниками нового исследования стали 2915 пар с низким уровнем дохода в семи штатах США, которые приняли участие в программе «Поддержка здоровых браков». У всех пар был ребенок в возрасте до 5 лет.

Участников спросили об их отношениях с партнером, другими словами, как они относились друг к другу как родители.

«Со-родители с хорошими отношениями оказывают эмоциональную поддержку друг другу и поддерживают родительские решения друг друга», — утверждает Шоппе-Салливан.

Через восемнадцать месяцев после того, как пары сообщили о своих отношениях, их попросили сообщить о социальной компетентности и корректировке поведения их ребенка.

Основываясь на сообщениях матерей и отцов об их взаимоотношениях, исследователи определили четыре группы совместного воспитания. Больше всего — 43% выборки — составили родители, которые оба считали свои отношения совместного воспитания очень позитивными.

Следующей по величине группой (32%) были родители, которые оба считали свои отношения умеренно позитивными, но матери менее позитивно относились к совместному воспитанию.

«Их дети были почти так же хорошо приспособлены, как и родители, которые положительно относились к своим отношениям совместного воспитания», — добавила Шоппе-Салливан.

По словам Шоппе-Салливан, тот факт, что эти две группы составляли большую часть выборки, был важным открытием.

«Пары с низким уровнем дохода зачастую сталкиваются с множеством проблем, которые могут сделать воспитание более трудным, чем для пар из среднего класса, поэтому обнадеживает тот факт, что три четверти из них имели отношения, касающиеся совместного воспитания, которые привели к хорошим результатам для их детей», — комментируют исследователи.

Следующей по величине группой (16%) были те, кто сообщил об умеренном качестве отношений касательно совместного воспитания, но отцы были менее позитивны, чем матери. Четвертая группа (9%) состояла из пар, сообщивших о некачественных отношениях со-родителей, при этом матери особенно критически относились к отцам.

В этих двух группах были дети, которые были менее приспособлены, чем дети в других группах.

Один из вопросов, который поднимает исследование, заключается в том, почему дети хуже адаптируются, когда отцы менее позитивно относятся к своим отношениям со вторым родителем, чем матери.

Исследование  не может ответить на этот вопрос окончательно. Но результаты говорят о том, что психологически неблагополучные отцы с большей вероятностью попадали в группу «менее позитивных отцов», чем в другие группы.

Подавленные отцы могут побуждать матерей отталкивать их от родительских обязанностей, что может привести к тому, что у отцов разовьются дополнительные психологические проблемы и они будут менее довольны своей ролью совместного воспитания.

«Это может привести к большему конфликту между родителями, большему разногласию в отношении родительских решений и менее позитивному взаимодействию между отцами и их детьми», — считает Шоппе-Салливан. «Все это может сыграть роль в плохой адаптации их детей».

По ее словам, когда матери менее позитивны, чем отцы, это может указывать на то, что они считают, что отцы не вносят достаточного вклада в воспитание детей. Учитывая, что матери обычно чувствуют себя так, это может не привести к такому большому конфликту между родителями, нежели когда отцы менее позитивны, что может быть причиной того, что дети относительно хорошо приспосабливаются к жизни.