Только 36% детских неврологов распознают двигательные нарушения при аутизме

Новое исследование специалистов из Медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA Health) выявило тревожную тенденцию: большинство детских неврологов недооценивают двигательные проблемы у детей с аутизмом.
Хотя нарушения моторики давно признаны частью клинической картины расстройства, лишь 36 % опрошенных врачей правильно указали их как сопутствующий признак аутизма.

Результаты опубликованы в журнале «Pediatric Neurology».


Почему это важно

По словам Руджуты Уилсон (Rujuta Wilson), ведущего автора исследования и детского невролога из UCLA, пробелы в знаниях врачей напрямую влияют на качество жизни детей:

«Двигательные нарушения у детей с аутизмом встречаются так же часто, если не чаще, чем проблемы с речью, — говорит она. — Но они остаются недооценёнными и, следовательно, недолеченными».

Исследователи опросили 100 специалистов — детских неврологов и экспертов по нейроразвитию — из разных регионов США. Опрос проводился весной 2024 года через конференции, социальные сети и электронные рассылки.


Что показали результаты

  • Только 36 % респондентов признали двигательные нарушения характерной частью аутизма, хотя это закреплено в диагностических критериях ещё с 2013 года.
  • Более половины врачей недооценивали распространённость этих нарушений, полагая, что они встречаются у 15–50 % детей.
    На деле, как показывают исследования, до 87 % детей с аутизмом имеют выраженные трудности с движениями.
  • Многие неврологи признались, что им не хватает времени и инструментов для проведения детальной моторной оценки — особенно если ребёнок испытывает поведенческие или сенсорные трудности.

Что такое двигательные нарушения при аутизме

К ним относятся задержки в ползании и ходьбе, плохая координация, проблемы с балансом, необычная походка и трудности с мелкой моторикой — например, при захвате предметов или рисовании.
Такие нарушения часто проявляются уже в младенчестве и, без вмешательства, могут тормозить развитие речи, снижать способность к исследованию окружающего мира и мешать социализации.


Глобальная проблема недиагностированных случаев

Руджута Уилсон (Rujuta Wilson) отмечает, что подобная недооценка проблемы характерна не только для США:

«В одном австралийском исследовании почти 80 % детей с аутизмом имели моторные нарушения по объективным тестам, но врачи выявляли их лишь у 1,3 % пациентов. Это огромный разрыв между наукой и клинической практикой».


Почему врачи «не видят» проблему

Среди основных причин:

  • нехватка времени на приёме;
  • отсутствие подготовки по моторной диагностике;
  • сложности при работе с детьми с коморбидными состояниями, например эпилепсией.

Многие специалисты отметили, что не имеют возможности проводить углублённое тестирование моторики из-за нехватки оборудования и обученного персонала.


Практические рекомендации от исследователей

Чтобы помочь врачам, команда UCLA включила в статью простые рекомендации — как оценивать двигательную функцию с помощью обычных игрушек и предметов, не требующих специального оборудования.
Наблюдая, как ребёнок тянется к игрушке, держит карандаш или двигается по комнате, можно многое понять о его моторных способностях и ограничениях.


Как исправить ситуацию

«Нужно включать обучение диагностике двигательных нарушений у людей с аутизмом в программы медицинских вузов и ординатур, — подчёркивает Руджута Уилсон (Rujuta Wilson). — Это не просто часть неврологии — это ключ к комплексной помощи».

Она добавляет, что будущие врачи должны уметь учитывать сенсорные особенности, поведенческие трудности и языковые различия, чтобы обеспечивать максимально полное обследование.
Кроме того, важно разрабатывать удобные скрининговые инструменты, которые не требуют длительного обучения и могут использоваться даже у неговорящих пациентов — включая опросники для родителей и наблюдательные методы.


Итог

Исследование UCLA вскрыло тревожную реальность: даже специалисты, работающие с детьми с аутизмом, часто упускают один из важнейших аспектов их развития.
Развитие моторики — это не второстепенная деталь, а основа, на которой строятся речь, мышление и взаимодействие с миром.
И если медицина научится распознавать и поддерживать эту сферу вовремя, тысячи детей смогут раскрыть свой потенциал гораздо раньше.


Литература:
Harika Kottakota et al, Survey of Child Neurologists Highlights a Missed Opportunity for Identifying and Treating Motor Impairments in Autism, Pediatric Neurology (2025). DOI: 10.1016/j.pediatrneurol.2025.06.025

Medical Insider