Преимущества хорошего образования и обучения на протяжении всей жизни распространяются и на пожилой возраст. Результаты исследования Университета Цирюха (University of Zurich) показывают, что головной мозг ученых способен компенсировать возрастные когнитивные и нейронные ограничения. Научная работа опубликована в журнале NeuroImage: Clinical.
Цель исследования
Хорошее образование — отличный способ начать успешную карьеру и развить свою личность. Но может ли образование также оказывать положительное влияние на наш головной мозг, когда мы становимся старше? Группа исследователей во главе с Лутцем Янке (Lutz Jäncke), профессором нейропсихологии Цюрихского университета, изучила этот вопрос в рамках долгосрочного исследования.
Материалы и методы исследования
Исследователи наблюдали за более чем 200 пожилыми людьми в течение семи лет. Участники исследования не страдали слабоумием, обладали интеллектом от среднего до выше среднего и вели очень активную социальную жизнь. Они регулярно проходили нейроанатомическое и нейропсихологическое обследование с использованием магнитно-резонансной томографии. Основываясь на сложном статистическом анализе, исследователи смогли показать, что академическое образование оказывает положительное влияние на возрастную дегенерацию мозга.
«Черные дыры» и «белые пятна» головного мозга
В своей докторской диссертации Изабель Хотц (Isabel Hotz) использовала новые автоматические методы для изучения так называемых лакун и гиперинтенсивности белого вещества. Эти дегенеративные процессы проявлялись на цифровых изображениях в виде «черных дыр» и «белых пятен». Причины этого пока неизвестны и могут быть связаны с небольшими, незаметными инфарктами головного мозга, уменьшением кровотока или потерей нервных путей или нейронов. Это может ограничить когнитивные способности человека, особенно когда дегенерация поражает ключевые области мозга.
Академическое образование положительно влияет на старение мозга
Результаты показали, что в течение семи лет у пожилых людей с академическим образованием наблюдалось значительно меньшее увеличение данных типичных признаков дегенерации мозга.
«Кроме того, ученые также обрабатывали информацию быстрее и точнее — например, при сопоставлении букв, цифр и узоров. Снижение производительности их умственной деятельности в целом было ниже», — резюмирует Хотц.
Новизна исследования
Полученные результаты дополняют первоначальные выводы других исследовательских групп, которые обнаружили, что образование оказывает положительное влияние на старение мозга. Предыдущие исследования также показывают, что скорость мыслительной обработки зависит от целостности нейронных сетей в мозге. Если эти сети затронуты, скорость мыслительной обработки снижается.
Несмотря на то, что до сих пор не было обнаружено причинно-следственной связи между образованием и снижением естественной дегенерации мозга, по крайней мере, представляется вероятным следующее.
«Мы подозреваем, что высокий уровень образования приводит к увеличению нейронных и когнитивных сетей в течение жизни людей, и что они, так сказать, наращивают резервы. В пожилом возрасте их мозг лучше способен компенсировать любые возникающие нарушения», — заключает нейропсихолог Лутц Янке.
Также возможно, что мозг, который активен до глубокой старости, менее восприимчив к процессам дегенерации, хотя это должно быть подтверждено в ходе продолжающегося долгосрочного исследования.
Авторы другого исследования утверждают, что образование в раннем взрослом возрасте влияет на здоровье сердечно-сосудистой системы в дальнейшей жизни.