Ученые подтвердили, что Treponema denticola, возможно, является причиной болезни Альцгеймера

В новом исследовании, опубликованном в научном журнале Journal of Dental Research ученые обнаружили, что Treponema denticola индуцирует гиперфосфорилирование тау-белка, подобное болезни Альцгеймера, у мышей.

Гиперфосфорилирование тау-белка

Гиперфосфорилирование тау-белка является ключевым характерным патологическим признаком болезни Альцгеймера (БА). Недавние исследования показали, что пародонтит и патогенные микроорганизмы ротовой полости являются значимыми факторами риска развития БА. Сообщалось о возможной связи T. denticola, как основного пародонтального возбудителя пародонтита, с БА, однако роль T. denticola в патогенезе БА до сих пор неясна.

В этом исследовании 20-и 8-недельным самцам мышей C57BL/6 перорально вводили T. denticola в течение 24 недель. ДНК T. denticola в гиппокампе мышей определяли методом ПЦР. Уровни и локализацию тау-белка, фосфорилированного в Thr181, Thr231 и Ser396, исследовали с помощью вестерн-блоттинга и иммуногистохимии. Активацию микроглии и уровни IL-1β и TNF-α определяли соответственно с помощью иммуногистохимии и ИФА. Клетки BV2 совместно культивировали с T. denticola, затем активацию клеток BV2 оценивали с помощью иммунофлюоресценции, а уровни экспрессии IL-1β, TNF-α в клетках BV2 измеряли с помощью qRT-PCR и ELISA. Супернатант из клеток BV2, смоделированных T. denticola, использовали для стимуляции клеток N2a, уровни гиперфосфорилированного тау-белка в Thr181, Thr231 и Ser396 в клетках N2a определяли методом вестерн-блоттинга.

Treponema denticola индуцирует гиперфосфорилирование тау-белка у мышей

Перорально введенный T. denticola колонизировал ткань мозга, способствовал гиперфосфорилированию тау-белка в Ser396, Thr181 и Thr231 в отростках нейронов, активировал микроглию и повышал уровни IL-1β и TNF-α в гиппокампе мышей. In vitro T. denticola непосредственно индуцировал активацию клеток BV2 и повышал уровни экспрессии IL-1β и TNF-α. Кроме того, уровни гиперфосфорилированного тау-белка в Thr181, Thr231 и Ser396 в клетках N2a были повышены.

Результаты исследования показывают, что T. denticola может проникать в гиппокамп мышей и способствовать гиперфосфорилированию тау-белка в Ser396, Thr181 и Thr231, активируя нейровоспаление в гиппокампе мышей.

Авторы другого исследования раскрыли механизм, с помощью которого тау-белок путешествует по головному мозгу.

Воспаление мозга может быть связано с риском развития болезни Альцгеймера и нарушением сна