При прослушивании музыки человеческий мозг склонен слышать и воспроизводить ритмы, состоящие из простых целочисленных соотношений — например, серии из четырех ударов, разделенных равными интервалами времени (формируя соотношение 1:1:1).
Однако согласно данным крупномасштабного исследования, проведенного учеными из Массачусетского технологического института (MIT) и Института эмпирической эстетики Макса Планка (Max Planck Institute for Empirical Aesthetics) в 15 странах, предпочтительные соотношения могут сильно различаться в разных обществах. В этой работе приняли участие 39 групп участников, многие из которых были выходцами из обществ, чья традиционная музыка содержит характерные образцы ритма, которых нет в западной музыке.
«Наше исследование предоставляет наиболее четкие доказательства некоторой степени универсальности в восприятии и познании музыки в том смысле, что каждая группа участников, прошедших тестирование, демонстрирует предвзятость в отношении целочисленных отношений. Оно также дает представление о различиях, которые могут возникать в разных культурах, что может быть весьма существенным», — говорит ведущий автор исследования Нори Джейкоби (Nori Jacoby).
Склонность мозга к простым целочисленным соотношениям, возможно, развилась как естественная система исправления ошибок, облегчающая поддержание единообразного музыкального материала, который человеческое общество часто использует для передачи информации.
«Когда люди создают музыку, они часто совершают небольшие ошибки. Наши результаты согласуются с идеей о том, что наше ментальное представление в некоторой степени устойчиво к этим ошибкам, но оно устойчиво в том смысле, что подталкивает нас к уже существовавшим представлениям о структурах, которые можно найти в музыке», — заключает Джош Макдермотт (Josh McDermott), научный сотрудник кафедры мозга и когнитивных наук в Массачусетском технологическом институте и член Института исследований мозга Макговерна и Центра мозга, разума и машин Массачусетского технологического института (MIT’s McGovern Institute for Brain Research and Center for Brains, Minds, and Machines).
Исследование опубликовано в научном журнале Nature Human Behaviour. В исследовательскую группу также вошли ученые из более чем двух десятков учреждений по всему миру.
Глобальный подход
Новое исследование стало результатом меньшего анализа, который Джейкоби и Макдермотт опубликовали в 2017 году. В этой статье ученые сравнили восприятие ритма в группах слушателей из Соединенных Штатов и Цимане, коренного общества, проживающего в тропических лесах боливийской Амазонки.
Чтобы измерить, как люди воспринимают ритм, исследователи разработали задачу, в которой они проигрывали случайно сгенерированную серию из четырех ударов, а затем просили слушателя прослушать то, что они услышали. Ритм, создаваемый слушателем, затем воспроизводится слушателю, и он снова отстукивает его. В течение нескольких итераций в прослушиваемых последовательностях стали доминировать внутренние предубеждения слушателя, также известные как априорные.
«Первоначальный шаблон стимула является случайным, но на каждой итерации шаблон подталкивается предубеждениями слушателя, так что он имеет тенденцию сходиться к определенной точке в пространстве возможных ритмов», — объясняет Макдермотт. «Это может дать вам представление о том, что мы называем априорным, то есть набором внутренних неявных ожиданий относительно ритмов, которые имеются у людей в голове».
Когда ученые впервые провели этот эксперимент с американскими студентами колледжей в качестве испытуемых, они обнаружили, что люди склонны создавать временные интервалы, связанные простыми целочисленными соотношениями. Более того, большинство созданных ими ритмов, например, с соотношением 1:1:2 и 2:3:3, обычно встречаются в западной музыке.
Затем исследователи отправились в Боливию и попросили членов общества Цимане выполнить ту же задачу. Они обнаружили, что Цимане также создавали ритмы с простыми целочисленными соотношениями, но их предпочтительные соотношения были другими и, по-видимому, соответствовали тем, которые были задокументированы в нескольких существующих записях музыки Цимане.
«В тот момент это предоставило некоторые доказательства того, что могут быть очень широко распространенные тенденции в пользу этих небольших целочисленных отношений и что может существовать некоторая степень межкультурных различий. Но поскольку мы только что рассмотрели эту другую культуру, это действительно было не так. «Непонятно, как это будет выглядеть в более широком масштабе», — отмечает Джейкоби.
Чтобы попытаться получить более широкую картину, команда MIT начала искать сотрудников по всему миру, которые могли бы помочь им собрать данные о более разнообразных группах населения. В итоге они изучили слушателей из 39 групп, представляющих 15 стран на пяти континентах — Северной Америке, Южной Америке, Европе, Африке и Азии.
«Это действительно первое исследование такого рода в том смысле, что мы провели один и тот же эксперимент во всех этих разных местах с людьми, находящимися там», — комментирует Макдермотт. «Раньше этого никогда не делалось в таком масштабе, и это дало нам возможность увидеть степень вариаций, которая может существовать во всем мире».
Культурные сравнения
Как и в своем первоначальном исследовании 2017 года, ученые обнаружили, что в каждой протестированной ими группе люди были склонны склоняться к простым целочисленным соотношениям ритма. Однако не каждая группа продемонстрировала одинаковые предубеждения. Люди из Северной Америки и Западной Европы, которые, по-видимому, слушали одну и ту же музыку, с большей вероятностью генерировали ритмы с одинаковыми соотношениями.
Однако многие группы, например, в Турции, Мали, Болгарии и Ботсване, проявили предвзятость к другим ритмам.
«Есть определенные культуры, в музыке которых преобладают определенные ритмы, и в конечном итоге они проявляются в ментальном представлении ритма», — говорит Джейкоби.
Исследователи полагают, что их результаты раскрывают механизм, который мозг использует для восприятия и производства музыки.
«Когда вы слышите, как кто-то что-то играет, и у него есть ошибки в исполнении, вы мысленно исправляете их, отображая их там, где, по вашему мнению, они должны быть», — говорит Макдермотт. «Если бы у вас не было чего-то подобного, а вы просто верно представляли то, что слышали, эти ошибки могли бы распространяться и значительно затруднить поддержание музыкальной системы».
Среди групп, которые они изучали, ученые постарались включить не только студентов колледжей, которых легко обучать в больших количествах, но и людей, живущих в традиционных обществах, до которых труднее добраться. Участники из этих более традиционных групп продемонстрировали существенные отличия от студентов колледжей, живущих в тех же странах, а также от людей, которые живут в этих странах, но прошли тест онлайн.
«Из статьи ясно видно, что если вы просто посмотрите на результаты студентов бакалавриата по всему миру, вы сильно недооцените разнообразие, которое вы видите в противном случае», — говорит Джейкоби. «И то же самое можно сказать и об экспериментах, в которых мы тестировали группы людей онлайн в Бразилии и Индии, потому что вы имеете дело с людьми, у которых есть доступ в интернет и которые, предположительно, больше знакомы с западной музыкой».
Теперь ученые надеются провести дополнительные исследования различных аспектов восприятия музыки, используя этот глобальный подход.
«Если вы просто тестируете студентов колледжей по всему миру или людей в интернете, все выглядит гораздо более однородным. Я думаю, что для этой области очень важно осознать, что вам действительно нужно выходить в сообщества и проводить там эксперименты, в отличие от того, чтобы пользоваться “низко висящими плодами” проведения исследований с людьми в университете или в интернете», — подчеркивает Макдермотт.
Авторы другого исследования заявляют, что прослушивание вокальной музыки ускоряет восстановление языковых функций после инсульта.
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.