Ученые выявили новые методы лечения поликистоза почек

поликистоз почек
Ученые выявили новые методы лечения поликистоза почек

Исследователи обнаружили факторы, которые способствуют росту кист при поликистозе почек. Они предполагают, что это открывает возможность для перепрофилирования существующих препаратов для лечения генетических нарушений.

Поликистоз почек является наиболее распространенным наследственным заболеванием почек и встречается у около 12 миллионов человек в мире, но заболевание не имеет никакого лечения.

При поликистозе почки заполняются жидкостью, где развиваются доброкачественные кисты. Увеличение кисты вызывает разрушение здоровой ткани. В конце концов это приводит к почечной недостаточности, высокому кровяному давлению и другим осложнениям.

Исследователи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре предлагают использовать терапевтические антитела. Этот биологический метод широко используется для лечения заболеваний, начиная от рака до аутоиммунных расстройств.

При биологических методах лечения обычно используется класс антител под названием иммуноглобулин-G (IgG), он предотвращает активность специфических белков. При поликистозе почек факторы, которые управляют ростом кисты, заблокированы внутри наполненной жидкостью полости, в которую IgG антитела не могут войти.

Томас Веймбс (Thomas Weimbs), профессор молекулярной, клеточной и эволюционной биологии, обнаружил, что один класс антител, который называется иммуноглобулин А (IgA), смог проникнуть в стенки кисты и остаться там.

Иммуноглобулин IgA может пересечь слой клеток путем связывания с рецепторами полимерного иммуноглобулина (pIgR). Транскрипционный фактор, который называется STAT6, является гиперактивным в поликистозе почек. Ученые показали, что STAT6 может переключить на экспрессию pIgRs в другие органы.

Профессор Веймбс говорит: «Я подумал, что если STAT6 очень активен в поликистозных почках, может быть, это связано с pIgR. Мы проверили это на мышах и на тканях поликистозных почек человека, и в обоих случаях наблюдались высокие уровни pIgR в кисте почек».

Когда мышам с поликистозом почек вводили IgA, ученые обнаружили , что около 7% введенного IgA осталось внутри кисты.

Этот метод открывает новые возможности лечения поликистоза почек, чтобы найти способ переформатировать IgG антитела в типы IgA.

Если этот шаг будет успешным, то, по словам профессора Веймбса: «Наша стратегия позволит перепрофилировать тысячи существующих моноклональных антител, которые уже разработаны, что откроет новый класс препаратов, ранее не используемых для терапии поликистоза почек».

Olsan E. E. et al. Exploitation of the Polymeric Immunoglobulin Receptor for Antibody Targeting to Renal Cyst Lumens in Polycystic Kidney Disease //Journal of Biological Chemistry. – 2015. – Т. 290. – №. 25. – С. 15679-15686.