Известно около 100 генов предрасположенности к раку (ГПР). Вероятность развития рака выше у людей, которые наследуют определенные измененные варианты одного из этих генов.
«Но на эти 100 генов приходится лишь около 10% случаев рака. Подавляющее большинство других случаев могут быть связаны с мутациями, о которых мы не знаем», — комментирует Солип Парк (Solip Park), руководитель группы вычислительной геномики рака в Испанском национальном онкологическом исследовательском центре (Spanish National Cancer Research Center, CNIO).
Обнаружение этих других измененных вариантов может способствовать раннему выявлению и разработке методов лечения для противодействия их эффекту.
Чтобы обнаружить их, Парк решил сузить поиск до группы с легко идентифицируемым генетическим профилем: людей, несущих гены, изменение которых вызывает наследственное заболевание. Это моногенные заболевания (вызванные изменением одного гена), такие как мышечная дистрофия или болезнь Гоше, при которых жир накапливается в различных клетках.
Парк вместе с сотрудниками из нескольких институтов в Сеуле (Южная Корея) обнаружил 103 гена, в которых одногенные изменения, вызывающие заболевание, часто сосуществуют с другими изменениями, предрасполагающими к раку.
Исследование подтвердило, что у людей с одногенными наследственными мутациями в этих 103 генах также было больше мутаций, связанных с раком, чем у контрольной группы здоровых людей. В то время как некоторые из этих мутаций связаны с определенными типами рака, такими как почечно-клеточная карцинома, В-клеточная неходжкинская лимфома, аденокарцинома молочной железы и медуллобластома; другие связаны с общей предрасположенностью к раку.
Таким образом, авторы в своем исследовании, опубликованном в научном журнале Genome Medicine, предполагают, что «эти 103 гена, мутации которых могут вызывать менделевские заболевания, могут также вести себя как гены предрасположенности к раку», — добавляет Парк.
В своих исследованиях ученые также анализируют, как дефектные варианты этих генов способствуют прогрессированию опухоли и вызывают другие заболевания, и предполагают различные механизмы действия, такие как нарушения клеточного метаболизма или иммунного ответа. Некоторые из этих механизмов ранее не рассматривались при раке, поэтому ученые подчеркивают необходимость их более глубокого изучения.
Особое внимание они уделили гену PAH, известному тем, что некоторые из его мутаций вызывают редкое наследственное заболевание фенилкетонурию, которое препятствует усвоению белков и аспартама. Они выбрали его, потому что у него было наибольшее количество вариантов, способных вызвать несколько типов рака, и обнаружили его связь с плоскоклеточным раком легких, опухолями печеночной ткани, а также с другими заболеваниями и задержкой роста.
«Наше исследование впервые показывает, как гены, связанные с различными моногенными заболеваниями, могут увеличивать риск рака. Кроме того, оно открывает новые механизмы онкогенеза, ранее неизвестные, с помощью новых генов предрасположенности к раку», — объясняет Солип Парк.
Таким образом, данная работа предполагает необходимость дальнейших исследований роли этих 103 генов в развитии рака, клиническая значимость которых до сих пор ограничивалась наследственными заболеваниями, отличными от рака. Связь каждого варианта с конкретными типами рака еще предстоит изучить.
Однако результаты указывают на желательность того, чтобы люди, несущие изменения, вызывающие моногенные наследственные заболевания, следовали любой уже доступной программе профилактики рака.
Авторы другого исследования утверждают, что нейролептики могут увеличить риск рака молочной железы.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];