Пересадка здоровых клеток может замедлить болезнь Гентингтона

Ученые уменьшили симптомы и замедлили прогрессирование болезни Гентингтона (Хантингтона) у мышей с использованием здоровых клеток головного мозга человека. Выводы, которые были опубликованы в журнале Nature Communications, могут указать на новый метод лечения данного заболевания.

болезнь Гентингтона, Nature Communications
(с) Обложка книги Meghan Andrews Huntington Disease: Trials and Triumphs

Исследователи провели имплантацию животным клеток человека – глий (глиальные клетки), полученных из стволовых клеток. Одна из функции глий – это поддержка здоровых клеток головного мозга.

Результаты исследования показали, что замена больных клеток у мышей на здоровые клетки человека подавляет развитие заболевания.

“Роль, которую играют глиальные клетки в прогрессии болезни Гентингтона, в действительности никогда не была изучена”, – сказал автор исследования Стивен Гольдман (Steven Goldman). “Исследование показывает, что эти клетки являются не только важными действующими лицами в этой болезни, но могут также дать ключ к новым стратегиям лечения”.

Болезнь Гентингтона является наследственным нейродегенеративным заболеванием, которое характеризуется потерей определенных нервных клеток в головном мозге. С течением времени заболевание приводит к непроизвольным движениям, проблемам с координацией, нарушениям когнитивных функций и депрессии. В настоящее время не существует способа, чтобы замедлить или остановить эту смертельную болезнь.

Большинство повреждений при болезни Гентингтона происходят в области мозга, называемой полосатое тело. Исследователи обнаружили, что, как и средние нейроны, погибающие в результате болезни, так и соседние клетки глий, называемые астроцитами, также перестают функционировать должным образом. Тем не менее, не ясно, как поврежденные астроциты влияют на признаки и симптомы заболевания.

Исследователи обнаружили, что человеческие клетки глии, пересаженные мышам с болезни Гентингтона, поддерживали нейроны и продлили жизнь животных. У мышей провели ряд тестов, предназначенных для измерения навыков поведения и памяти, и они показали лучшие результаты.

И, наоборот, когда здоровым мышам имплантировали человеческие глии, несущие генетическую мутацию, вызывающую болезнь Гентингтона, у животных появлялись симптомы данной патологии.

Ученые полагают, что здоровые человеческие глии способны существенно стабилизировать и, возможно, даже спасать нейроны, восстанавливая нормальную функцию сигнализации, которая теряется во время болезни.

Поскольку глиальные клетки способны мигрировать и размножаться по всему головному мозгу после имплантации, эти данные могут предвещать потенциальный новый подход, чтобы спасти нервные клетки, которым угрожает заболевание.

Авторы другого исследования заявили, что Амадины помогут лучше изучить болезнь Хантингтона.

Benraiss A. et al. Human glia can both induce and rescue aspects of disease phenotype in Huntington disease //Nature Communications. – 2016. – Т. 7.

болезнь Гентингтона, Nature Communications