Ученые расшифровали все гены, которые активируются после оплодотворения яйцеклетки

яйцеклетка, ген
© Flickr / Ed Uthman

Авторы нового исследования из Каролинского института (Karolinska Institutet) продемонстрировали, какие гены активируются в первые дни после оплодотворения человеческой яйцеклетки.

Авторы нового исследования утверждают, что у человека около 23000 генов, и только 32 из них активируются в первые дни после оплодотворения. Уже на третий день активируется 129 генов, при этом семь из них обнаружены впервые.

Для того чтобы обнаружить данные гены, авторы исследования разработали новые методы анализа данных. Функция многих генов — кодировать белки, но некоторые гены представляют собой повторяющиеся последовательности ДНК (мусорная ДНК), которые несмотря на название необходимы для регулирования экспрессии генов. Результаты данной работы показали, что только открытые гены могут взаимодействовать с «мусорной ДНК» и что это важно для начала формирования новой жизни.

«Новые факторы могут быть применены для перепрограммирования клеток в плюрипотентные стволовые клетки. Это потенциально приведет к разработке терапии многих патологий и даже бесплодия», – считает автор исследования Ути Оватта (Outi Hovatta).

Virpi Töhönen, Shintaro Katayama, Liselotte Vesterlund, Eeva-Mari Jouhilahti, Mona Sheikhi, Elo Madissoon, Giuditta Filippini-Cattaneo, Marisa Jaconi, Anna Johnsson, Thomas R. Bürglin, Sten Linnarsson, Outi Hovatta and Juha Kere. Novel PRD-like homeodomain transcription factors and retrotransposon elements in early human development //  Nature Communications – 2015