Ученые выяснили, почему с возрастом увеличивается риск развития деменции

деменция, болезнь Альцгеймера, бета-амилоид, Aβ42
Ученые выяснили, почему с возрастом увеличивается риск развития деменции

После 65 лет риск развития болезни Альцгеймера удваивается каждые 5 лет. В своей научной работе авторы исследования обнаружили, что способность мозга убирать токсические фрагменты белка, связанного с болезнью, существенно ухудшаются у пожилых людей.

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штат Миссури, показали, что головному мозгу пожилых людей требуется гораздо больше времени, чтобы убрать бета-амилоиды (Aβ42), главный ингредиент белковых бляшек, которые наблюдаются при болезни Альцгеймера.

Автор исследования Рэндалл Бейтман (Randall Bateman), профессор неврологии, говорит: «Мы обнаружили, что человеку в возрасте 30 лет требуется около 4 часов, чтобы избавиться от половины Aβ42 из головного мозга. В новом исследовании мы обнаружили, что в 80 лет для этого требуется более 10 часов».

Если от них не избавляться, то есть риск, что Aβ42 — фрагмент белка, который является побочным продуктом деятельности мозга, нарушит функции мозга (общение между нейронами).

Ученые давно подозревали, что бляшки являются одним из основных факторов болезни Альцгеймера. Деменция является прогрессивным состоянием, когда память, мышление и поведение ухудшаются. По данным Всемирной организации здравоохранения, насчитывается около 48 млн. человек по всему миру с симптомами деменции, и эта цифра увеличивается на 8 млн. в год.

В данной научной работе профессор Бейтман проверил 100 добровольцев в возрасте от 60 до 87 лет. У половины участников имелись клинические признаки болезни Альцгеймера, и у 62 участников присутствовали бляшки в головном мозге. Исследователи установили данные признаки и симптомы  при помощи подробных психических и физических оценок, которые прошли участники.

Используя технологию SILK (stable isotope-linked kinetics – стабильная изотоп-сявзаная кинетика), исследователи смогли наблюдать, что происходит с Aβ42 и другими белками головного мозга. Ученые полагают, что головной мозг имеет четыре способа утилизации бета-амилоида: 1) перемещение его в спинной мозг; 2) через гематоэнцефалический барьер; 3) растворяя его или поглощая его с другими белками; и 4) переход в бляшки.

В будущем исследователи надеются определить, какой из трех методов по мере старения мозга замедляет утилизацию Aβ42. Это поможет при разработке новых методов лечения.

Patterson, Bruce W; Elbert, Donald L; Mawuenyega, Kwasi G; Kasten, Tom; Ovod, Vitaliy et al. (2015) Age and amyloid effects on human central nervous system amyloid-beta kinetics. // Annals of neurology