В Европе проведено крупномасштабное исследование, изучавшее умственные способности мужчин и женщин разных возрастов в странах с различным экономическим положением. Исследователи пришли к выводу о том, что улучшение возможности для получения образования и условий жизни мужчин и женщин приводит к снижению разницы в их интеллектуальных способностях. Исследователи из Международного института прикладного системного анализа в Австрии и института Каролины в Швеции опубликовали данные этой работы в журнале Proceedings of the National Academy of Science.
В экспериментах участвовали более 31 тысячи мужчин и женщин пенсионного возраста (от 50 лет и старше) из 13 стран Европы. Участники ответили на вопросы, которые оценивали их память, математические способности, беглость речи, познавательные навыки.
При прохождении математического теста участникам предлагалось посчитать полную стоимость автомобиля, продающегося со скидкой. В тесте на память они должны были запомнить список из десяти слов, а в ходе вербального теста назвать как можно больше разных животных за одну минуту.
Оказалось, что в тесте на память женщины из стран северной Европы в возрасте 50, 60, 70 и 80 лет превзошли мужчин. Однако в южной части Европы, где условия жизни были хуже в течение более долгого периода, самые пожилые женщины проигрывали в результатах сильному полу. Однако с повышением уровня образования и условий жизни улучшались и интеллектуальные способности женщин. Так, дамы, родившиеся примерно с 1940 года, уже превосходили мужчин-сверстников.
В математическом тесте мужчины всех возрастов показали лучшие результаты по сравнению с женщинами, причем независимо от того, где они проживали. Однако разрыв сокращался, когда улучшались условия жизни.
В тестах на словарный запас представители обоих полов показали одинаково хорошие результаты.
Даниэла Вебер, ведущий автор исследования, поясняет, что полученные данные позволяют предположить, что если мужчины и женщины имеют одинаковый уровень образования, то можно ожидать женское преимущество в области эпизодической памяти, мужское преимущество в математике и полное равноправие в области беглости речи.
Учёные не исключают, что если бы женщины и мужчины имели равный доступ к образованию, дамы были бы успешнее мужчин.
По мнению авторов, данные этого исследования помогут разрушить многие стереотипы, а когнитивные различия между мужчинами и женщинами могут иметь чисто психологическую основу.
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Herlitz A and Weber D. The changing face of cognitive gender differences in Europe // Proceedings of the National Academy of Science — 2014.
Врач кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей