Что нам мешает в изучение новых языков?

Мало кто из нас помнит, как легко мы запоминали новые слова в детстве. Авторы исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE утверждают, что функции и способности, которые мы разрабатываем в течении нашей жизни могут мешать нам усваивать новые языки. 

В предыдущих исследованиях ученые показали, что взрослые превосходят детей в решении задач, которые требуют усилия и фокусирования внимания. Дети часто не могут сосредоточиться. Это связано с медленным развитием префронтальной и теменной коры и эти способности развиваются по мере нашего взросления. 

Иными словами, мозг взрослого человека развивает способности, которые помогают ему «стараться». Однако, эти же возможности могут помешать ему в изучении некоторых аспектов языка, например, грамматики. 

Чтобы испытать пределы возможностей взрослого мозга, ученые проверили способности участников на изучение искусственного языка (специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно). Участники первой группы должны были просто слушать потоки новых слов. Участники второй группы должны были выявить закономерность и категории в искусственном языке. 

Чтобы стимулировать «усилия и усердие» среди участников второй группы, исследователи поручили им выполнить серию трудных задач. Участники нажимали кнопку, когда они думали, что освоили ряд новых слов или шаблонов грамматики. С другой стороны, участники первой группы были явно отвлечены от обучения и просто слушали набор слов. 

В конце исследования были оценены способности к изучению категорий слов, идентифицированию значений слов и правильному расположению слов в предложениях и текстах.   

Согласно результатам исследования, участники второго эксперимента «изучающие» не превосходили участников первого эксперимента, которые просто слушали слова. «Изучающие» были лучше, чем «слушатели» в определении конкретных слов искусственного языка, но обе группы были одинаково успешными в указании модели порядка слов в тестовых предложениях. Когда дело дошло до изучения категорий слов, «слушатели» были в основном впереди. Авторы пришли к выводу, что сильное старание изучить, может помешать в освоении языка.

По мнению авторов, полностью развитая префронтальная и теменная кора обеспечивает взрослых многие преимущества, но с другой стороны эти же преимущества могут помешать им изучать некоторые аспекты языка. Чтобы помочь в изучении грамматики взрослым людям, мы должны разработать новые и более интуитивные методики, схожие с теми, которые применяются среди детей.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ: 

Finn A.S., Lee T., Kraus A., Hudson Kam C.L. When It Hurts (and Helps) to Try: The Role of Effort in Language Learning // PLoS ONE – 2014 – Vol. 9 (7) — P. e101806