В возрасте 4 лет детей попросили нарисовать ребенка. Каждый рисунок был оценен от 0 до 12 баллов в зависимости от нарисованных частей тела, таких как голова, глаз, нос, рот, уши, волосы, руки и т.д. Например, рисунок с двумя ногами, двумя руками, телом и головой, но где не нарисованы черты лица, будет оценен в 4 балла. Дети также проходили устные и невербальные тесты интеллекта в возрасте от 4 до 14 лет. Исследователи обнаружили, что чем выше балл за рисунок ребенка, тем был более высокий балл интеллекта.
Rosalind Arden, ведущий автор исследования из Лондона, говорит: «Тест — рисунок ребенка был разработан в 1920-х годах для оценки детского интеллекта таким образом, что тест взаимосвязан с интеллектом в возрасте 4 лет. Мы были удивлены, что он взаимосвязан с интеллектом и через десять лет. Наши результаты интересны, но это не означает, что родители должны беспокоиться, если их ребенок рисует плохо. Способность к рисованию не определяет интеллект, существует бесчисленное множество факторов, такие как генетические и экологические, которые влияют на интеллект в дальнейшей жизни».
Исследователи также изучили наследуемость, которую можно увидеть на рисунке. Идентичные близнецы имеют одинаковые гены, в то время как неидентичные близнецы имеют их только около 50%, но у них будет одинаковое воспитание, семейное окружение и доступ к тем же материалам. В целом, в возрасте 4 лет рисунки однояйцевых близнецов будут более похожи друг на друга, чем рисунки неидентичных близнецов. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют важную генетическую связь. Они также обнаружили, что рисунок в возрасте 4 лет и интеллект в 14 лет имеют сильную генетическую связь.
Arden объясняет: «Способность ребенка рисовать вытекает из многих способностей, таких как наблюдение, владение карандашом и т.д. Мы еще не понимаем того, как влияют гены на разные типы поведения».
Исследователь добавляет: «Рисование появилось 15 000 лет назад. Через рисунок человек пытался показать, о чем он думает и мечтает. Эта способность воспроизводить является признаком когнитивных способностей. Аналогичным образом и письмо, которое трансформирует способность человека для хранения информации и построения цивилизации».
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Arden, R. et al. Genes influence young children’s human figure drawings, and their association with intelligence a decade later // Psychological Science — 2014