Родители могут не понимать лепет малыша, но, слушая и отвечая, они позволяют их детям быть уверенными, что они могут общаться. Это помогает детям осваивать и использовать сложные звуки, они быстрее начинают говорить.
В соответствии с данными нового исследования Университетов штатов Айова и Индианы, то, как родители реагируют на лепет своих детей, может реально влиять на формирование у младенца речи.
Результаты оспаривают убеждение о том, что человеческое общение является врожденным и не может развиваться под влиянием родителей. Вместо этого, исследователи утверждают, что родители, которые сознательно участвуют в играх своих детей, разговаривают с ними, обучают их языку.
Исследователи наблюдали общение между 12 матерями и их 8-месячными младенцами в свободной игре два раза в месяц по 30 минут в течение шести месяцев. Они отметили, как матери отвечали на позитивные «звуковые сигналы» своего ребенка, такие как лепет и гуление, особенно, если оно обращено к матери. Учёные нашли аналогичные уровни реагирования матерей и отцов на лепет младенцев.
Исследователи обнаружили, что младенцы, матери которых отвечали своим малышам, стали больше использовать согласных и гласных звуков, сложные сочетания этих звуков, лепет стал достаточно сложным, больше походить на слова. Младенцы также начали чаще «обращаться» к своим матерям.
С другой стороны, дети, чьи матери не очень старались понять их, а вместо этого отвлекали внимание младенцев на другие игры, не показывали те же темпы роста их языковых и коммуникативных навыков.
Психологи считают, что разница была в матерях, которые занимаются с их детьми, прививая им уверенность в том, что они могут общаться. Следовательно, эти младенцы чаще лепетали, обращаясь к своим матерям.
В опросе после завершения исследования матери, которые были наиболее внимательны к лепету своих детей раннего возраста, сообщили, что их дети «выдают» больше слов и жестов в возрасте 15 месяцев.
В своей предыдущем исследовании, опубликованном в 2003 году в журнале Труды Национальной Академии Наук, матерям было поручено позитивно откликаться (улыбаться, поглаживать) каждый раз, когда их младенцы смотрели на них и лепетали. Результаты показали, что младенцы научились издавать звуки и первые слоги слов с большей готовностью, чем другие дети. Далее учёные наблюдали за взаимодействиями матери и ребенка в течение более длительного периода времени, без инструктажа матерей, как реагировать. Таким образом, они добавили контрольную группу. Результаты ещё раз подтвердили, что дети, чьи матери были более внимательны к их лепету, озвучивали более сложные звуки и развивали языковые навыки рано.
Вместе эти два исследования могут изменить мнение о коммуникативном развитии человека. Тем не менее, для подтверждения результатов необходимы дополнительные исследования с большим количеством участников, говорят исследователи.
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Gros-Louis, Julie; West, Meredith J.; King, Andrew P. (2014) Maternal Responsiveness and the Development of Directed Vocalizing in Social Interactions // Infancy — vol. 19 (4) — p. 385-408
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];