Обнаружен ген, активирующий стволовые клетки для регенерации органов у червей

Способность к регенерации различных частей тела известна многим организмам. Но подавляющее число представителей царства животных делать этого не умеет. Над разгадкой механизмов этих сложных процессов учёные трудятся довольно давно. Биологи установили, что у эмбрионов большинства животных используют так называемые «организаторы тканей», которые выделяют белки, образующие межклеточные коммуникации для формирования органов. Но оставалось неясным, как подобный механизм может быть осуществлён при регенерации у взрослых особей, в частности планарий.

Ключ к решению обнаружился в предыдущих работах профессора Петерсена. Учёный определил, что выделяемый белок Notum является компонентом «организатора ткани», необходимого для регенерации головы у планарий из плюрипотентных стволовых клеток. Notum запускает процесс восстановления органа, ингибируя (ослабляя) работу сигнального пути Wnt.

В ходе исследования выяснилось, что экспрессия Notum и регенерация головы у планарий связаны с геном Zic-1, который кодирует определённый ДНК-связывающий белок. Именно он проявляет активность в стволовых клетках сразу после обезглавливания червя.

Другими словами, продукт гена Zic-1, по мнению исследователей, является транскрипционным фактором для производства клеток, которые секретируют стимулирующий рост белок Notum.

Основываясь на своих данных, учёные делают вывод, что и стволовые клетки человека в конечном счёте могут быть использованы для создания с нуля или восстановления сложных тканей.

Данные этого исследования опубликованы в журнале PLOS Genetics.

Constanza Vásquez-Doorman, Christian P. Petersen. zic-1 Expression in Planarian Neoblasts after Injury Controls Anterior Pole Regeneration // PLoS Genetics – 2014 – 10 (7) – e1004452