Полная темнота – ключ к успеху в лечении рака груди

Мелатонин, основной гормон гипофиза, является регулятором суточных ритмов в организме. Синтез и секреция мелатонина зависят от уровня освещенности – при ярком свете выработка гормона снижается, а в темное время суток, наоборот, повышается. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается между полуночью и пятью часами утра. Предыдущие исследования показали, что у мелатонина, помимо прочих, присутствует противоопухолевый эффект – он снижает способность раковых клеток к размножению. 

Исследователи из Школы медицины Университета Тулейн (США), изучая влияние уровня мелатонина в крови на эффективность тамоксифена, имплантировали человеческие опухолевые клетки крысам. В ходе первой половины эксперимента животные несколько недель пребывали в нормальном режиме смены дня и ночи с 12-часовым суточным ритмом и полной темнотой в ночное время. Затем во время ночной фазы части животных   включали очень тусклый источник света, примерно соответствующий узкой полоске света под дверью. Некоторым из них в качестве компенсации давали мелатонин в таблетках. В течение эксперимента все крысы получали терапию тамоксифеном.

Увеличение освещенности снизило концентрацию мелатонина в крови не получавших компенсацию животных и повлекло за собой ускорение роста опухоли, усиление в ней обменных процессов и выработку первичной резистентности (устойчивости) к тамоксифену. Ничего подобного у крыс, чьи циркадные ритмы нарушены не были, или же у тех, кто получал мелатонин в таблетках, не наблюдалось.

Несоблюдение светового режима в ночное время является ключевым фактором риска развития резистентности к тамоксифену, делают вывод авторы. При этом они указывают на значение этого открытия для пациенток с раком молочной железы, получающих терапию этим препаратом и регулярно находящихся ночью под воздействием искусственного освещения из-за проблем со сном, внеурочной работы, света от монитора компьютера или экрана телевизора. В этой связи исследователи предполагают, что в стандартный протокол лечения рака молочной железы необходимо включать, помимо тамоксифена, мелатонин.

«Высокий уровень мелатонина в ночное время, выключая ключевые механизмы роста, как бы «укладывают спать» раковые клетки молочной железы. Эти клетки уязвимыми для тамоксифена. Но когда горит даже слабый свет и мелатонин подавляется, клетки рака молочной железы, «просыпаются» и игнорируют тамоксифен» – объясняет один из авторов работы Blask. 

Исследование определило свет в ночное время как новый, серьезный фактор риска в развитии устойчивости к тамоксифену и другим противоопухолевым препаратам. Это делает необходимым использование мелатонина в стандартном лечении больных раком молочной железы в сочетании с противоопухолевыми препаратами.  

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ: 

Robert T. Dauchy et al. Circadian and Melatonin Disruption by Exposure to Light at Night Drives Intrinsic Resistance to Tamoxifen Therapy in Breast Cancer // Cancer Research – 2014