Некоторые исследования утверждают, что женщины более разговорчивы, чем мужчины. Другие говорят, что отличий не существует. Третьи полагают, что мужчины говорят даже больше. Возможно, эти противоречия связаны с трудностями в изучении этого явления. Большинство этих исследований полагаются на те данные, которые ученые собирают, расспрашивая людей об их прошлом опыте общения, или на данных, полученных при непосредственном наблюдении за разговорами. Но оба этих подхода предполагают значительные ограничения. С одной стороны, наши воспоминания не так точны, как нам кажется. С другой стороны, исследователи не могут провести наблюдение среди достаточно большого количества людей, что приводит к тому, что массив данных, необходимый для статистического анализа различий, не так-то просто получить. Еще одна проблемой при непосредственном наблюдении является то, что потребность субъекта к общению (аффилиативная потребность) может меняться под наблюдением ученого. В связи с чем профессор David Lazer в своем исследовании использовал другой подход. С помощью так называемых «социометров» — подвесных устройств размером примерно со смартфон, ученые собирали данные относительно социального взаимодействия в режиме реального времени пользователей. Исследователи смогли получить более точную картину стереотипа о разговорчивости женщин, и выяснилось, что огромную роль играет контекст.
Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports и является одной из первых научных работ, использующий социометр для решения данного научного вопроса.
Для исследования, ученые набрали группу из мужчин и женщин, которые должны были носить соцометр в разных социальных условиях в течении 12 часов. В первом эксперименте, кандидатам было предложено заполнить индивидуальный проект, в котором они могли свободно общаться друг с другом на протяжении 12-часового рабочего дня. Во втором эксперименте, сотрудники call-центра в крупной американской банковской компании носили социометр в течение 12-часов с перерывом на обед, при этом никаких задач им не ставили.
В ходе исследования ученые обнаружили, что женщины общались немного больше, чем мужчины, в условиях обеденного перерыва, с точки зрения долгосрочных и краткосрочных переговоров. В академической среде, когда разговоры ведутся вокруг определенных задач, женщины были более склонны к долгим беседам, чем мужчины. Помимо этого, оказалось, что в беседах, в которых участвовали шесть и более человек, были замечены только мужчины.
«В рамках одних социальных условий, которые предполагают большую степень кооперации, женщины предпочитали действовать сообща, а когда работаешь вместе, то, естественно, и говоришь больше, — говорит д-р David Lazer, – Это очень специфический сценарий, который предполагает большее количество социальных контактов. В действительности, разница заключается в зависимости пола и условий общения».
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Jukka-Pekka Onnela, Benjamin N. Waber, Alex Pentland, Sebastian Schnorf & David Lazer. Using sociometers to quantify social interaction patterns. Scientific Reports, July 2014