«Мы можем проводить дискриминацию, не имея никакого намерения дискриминировать или испытывать любую неприязнь к тем, кто окажется в невыгодном положении из-за нашего поведения», — считает психолог Tony Greenwald.
Исследователи были удивлены, обнаружив, что дискриминация наблюдается гораздо чаще, как помощь, а не вред кому-то. Возьмите гипотетический сценарий: при выставлении оценки двум сотрудникам, менеджер обнаруживает, что у них производительность одинаковая. Но менеджер дает более высокую оценку работнику, чей ребенок дружит с ребенком менеджера, что приводит к повышению заработной платы, а другой работник получает меньшую оценку и не продвигается по службе.
Менеджер сознательно дискриминировал второго работника? Или он просто хотел помочь знакомому человеку?
«Вы хотите видеть вокруг себя людей, с которыми вы чувствовали бы себя комфортно»,- пояснил Greenwald. «Обычно мы думаем в первую очередь о демографических характеристиках, таких как возраст, раса, пол, религия и этническая принадлежность. Чужим являются те, с кем вы не определились».
«Это не означает, что предрассудки и враждебность не связаны с внешней дискриминацией», — сказал Thomas Pettigrew.
Тем не менее, социологи подчеркивают, враждебность выступает в качестве корня дискриминации.
«Мы посмотрели на то, как предрассудок был определен в истории психологии. Как правило, это понимается как враждебность по отношению к внешним группам. Это легко сделать, потому что межгрупповой конфликт является очевидным фактом жизни», — сказал Greenwald. «Есть международные конфликты, войны, банды, бои, конфликты между работниками и администрацией».
Исследователи изучают дискриминации, потому что результаты исследований имеют существенные последствия для дискриминации и могут быть смягчены в сфере занятости, здравоохранения, образования и повседневной жизни.
По его словам, открытые акты дискриминации начали снижаться, начиная с 1960-х года, когда был принят закон о гражданских правах. Но предвзятое отношение не удалось изменить. Изменилось то, что люди больше не могли официально действовать из-за предрассудков, например, не предоставлять жилье чернокожим или рабочие места женщинам.
«Враждебность не является неотъемлемой частью определения дискриминации, вы можете лечить людей по-разному, не будучи настроены враждебно ни к кому», — считает Tony Greenwald.
Подробнее в научной статье:
Anthony G. Greenwald, Thomas F. Pettigrew. With Malice Toward None and Charity for Some: Ingroup Favoritism Enables Discrimination.. American Psychologist (2014)