Растения могут определять угрозу и включать «оборонительные» механизмы

«Существуют работы, в которых учёные изучали, как растения реагируют на акустическую энергию и в том числе на музыку. Тем не менее, наша работа является первым примером того, как растения реагируют на соответствующие экологические вибрации. Мы обнаружили, что вибрационные сигналы изменяют процессы метаболизма внутри клеток растения, включая механизм выработки «оборонительных» химических веществ, которые способствуют противостоянию атакам гусениц», – утверждает Heidi Appel.

В эксперименте гусеницы были размещены на растениях Arabidopsis. Закрепив на его листьях отражающий материал, ученые при помощи лазера смогли фиксировать мельчайшие движения листа, создаваемые в ответ на жевательные звуки гусениц.

Записанные звуки ученые проиграли одной группе растений, а другая группа находилась в тишине. Затем на обе группы растений были высажены гусеницы, начавшие поедать их листья.

Выяснилось, что растения, слышавшие ранее звук жевания, выделяли значительное количество горчичного масла, который был неприятен для гусениц.

Однако, растения не увеличивали выделения этих химических веществ при прослушивании звуков легкого ветра или других насекомых. Это свидетельствует о том, что растения способны различать звуки жевания от других распространенных источников вибрации.

«Было очень интересно, когда растения выделяли большое количество горчичного масла, то гусеницы обходили их стороной. Таким образом, использование вибрационных звуков для повышения химической защиты растений может быть полезным в сельском хозяйстве», – считает Appel.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Oecologia.

Appel, H. M.; Cocroft, R. B. Plants respond to leaf vibrations caused by insect herbivore chewing // Oecologia (2014)