Смерть всех равнит

Ранняя смерть представляет собой серьезную потерю. Исследователи определили экономические потери, связанные с проживанием слишком короткой жизни. Они построили математическую модель, которая измерила потери при ранней смерти с точки зрения эквивалентной потери дохода. Анализируя эти меры, исследователи смогли сравнить обычные экономические неравенства с неравенствами из-за преждевременной смерти.

Чтобы проверить свою модель, исследователи использовали данные о доходах и долголетии у жителей Франции четырех социально-профессиональных групп: руководители, специалисты, рабочие и служащие в возрасте от 20 до 100 лет. В предположении, что каждый человек жил такое же количество лет, исследователи обнаружили, что с самым низким уровнем дохода (клерки) являются в наихудшем положении с точки зрения финансовых потерь – например, их доход на 30 % ниже, чем у профессионалов. Но, по четырем группам, тех, кто умирает в возрасте 55 лет, теряют в среднем 40 % доходов по сравнению с теми, кто дожил до 85 лет.

«Единственный способ, в котором неравенство между мало – и долгоживущими можно ослабить, если потратить немного больше и работать немного меньше в раннем возрасте», – сказал Fleurbaey.

Хотя авторы не утверждают, что экономия должна быть искоренена – они утверждают, что обычная забота об экономии может быть частично смягчена с учетом проблем, которые приходят с ранней смертью. Несколько десятилетий назад, такие программы, как социальное обеспечение и государственные пенсии появились, чтобы люди на склоне лет не проживали в нищете, что в 18-м и 19-м веке было проблемой; людям приходилось буквально жить в богадельне. Теперь, благодаря растущему достатку, существует противоположной риск: не жить достаточно долго, чтобы насладиться жизнью.

«Через экономику и психологию мы узнали, что люди не являются рациональными, когда дело доходит до денег, и люди экономят слишком мало. Но экономия может быть хороша для некоторых, так как сдерживает неравенство, которое существует между мало – и долгоживущими»,- утверждает Fleurbaey. «Точно так же традиция увеличивать сбережения, которая идет от эпохи дефицита, но остается сильной и сегодня. Предположим, вы всю свою жизнь вы экономите, но умираете за год до выхода на пенсию. На индивидуальном уровне, возможно, было бы лучше, если бы вы потребляли больше в более раннем возрасте».

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Marc Fleurbaey, Marie-Louise Leroux, Gregory Ponthiere. Compensating the dead // Journal of Mathematical Economics – Vol.51 – 2014 – P.28-41