Тибетцы могут жить на больших высотах благодаря особому гену

Необычный вариант гена, участвующий в производстве гемоглобина (молекулы, которые переносят кислород в крови), стал широко распространяться среди тибетцев после того как они поднялись из долины на плато несколько тысячелетий тому назад. Этот вариант гена позволил им выжить несмотря на низкий уровень кислорода на высоте 15000 футов и более, в то время как у большинства людей развилась бы высотная гипоксия (горная болезнь), которая приводит к сердечно-сосудистой недостаточности.

«У нас есть весомые доказательства, что этот тип гена был позаимствован у денисовских людей, которые вымерли 40,000-50,000 лет тому назад, примерно в то же время, что и и неандертальцы», – говорит главный автор исследования, профессор Rasmus Nielsen из Калифорнийского университета.

Это показывает, что люди эволюционировали и адаптировались к новым условиям с помощью генов от других видов человека.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

Ген, называемый EPAS1, активируется при снижении уровня кислорода в крови. Ген увеличивает выработку гемоглобина, и это не дает крови загустеть и довести попавшего на горные высоты человека до серьезных проблем с сердцем.

«Мы обнаружили, что тибетский ген EPAS1 очень похож на соответствующий ген вымершей разновидности человека, и очень отличается от того же EPAS1, находящегося в ДНК обычных современных людей», – сказал Nielsen.

В 2010 году на основе секвенирования генома многих китайцев и тибетцев исследователи впервые обнаружили ген EPAS1 у тибетцев. Nielsen и его коллеги утверждают, что это было результатом естественного отбора для приспособления в условиях низкого уровня кислорода на Тибетском плато. Ученые изучили последовательность гена EPAS1 у 40 тибетцев и 40 китайцев. Данные показали, что тибетский вариант EPAS1 мог достаться тибетцам только от денисовских людей. Последовательность генома денисовских людей была опубликована в 2012 году.

Ученые предполагают, что предки современных людей из Африки интегрировали с населением денисов в Евразии, когда они переходили земли Китая, и их потомки по-прежнему сохраняют небольшой процент (0,1%) ДНК денисовских людей. Люди, которые вторглись в Китай, в конечном итоге разделились на две части, одна часть населения расположилась в Тибете, а другая известная как китайцы остановились на равнине.

«Возможно существовали и другие виды людей, от которых мы – современные люди получили новые разновидности ДНК, но, к сожалению, мы не сможем это узнать, та как не имеем их геномов», – добавил Nielsen.

Huerta-Sanchez, Emilia; Jin, Xin; Asan; Bianba, Zhuoma; Peter, Benjamin M. et al. Altitude adaptation in Tibetans caused by introgression of Denisovan-like DNA // Nature Publishing Group, a division of Macmillan Publishers Limited (2014).