Ученые обнаружили белок, который эффективно контролирует уровень глюкозы у диабетиков

Ученые обнаружили, что длительная терапия белком FGF1 не просто поддерживает уровень сахара в крови в норме, но и меняет чувствительность рецепторов к инсулину, воздействуя тем самым на основные физиологические причины развития диабета. При применении этого белка не отмечалось побочных явлений.

«Контроль уровня глюкозы является одним из ведущих проблем больных с сахарным диабетом в настоящее время, – говорит автор статьи Ronald M. Evans. – Применение FGF1 является новым методом лечения для поддержания глюкозы в крови в пределах нормы».

Сахарный диабет 2 типа, причиной которого является избыточный вес и гиподинамия, резко возрос за последние несколько десятилетий во всем мире, и в частности в Соединенных Штатах. Почти 30 миллионов американцев страдают данной патологией. Длительное течение данной болезни может сильно навредить общему здоровью и, к сожалению, конкретного лечения от данной патологии нет.

Препараты против диабета в настоящее время направлены на повышение уровня инсулина и чувствительности к инсулину с помощью экспрессии генов на более низкие уровни глюкозы в крови. Но такие препараты, как например Баета, который повышает выработку естественного инсулина, могут сильно снижать уровень глюкозы и приводить к развитию гипогликемии, а также другим нежелательным явлениям.

В 2012 году Ronald M. Evans с соавторами провели эксперимент, который показал, что белок FGF1, стимулирующий деление клеток, помогает организму реагировать на инсулин. У мышей с недостаточным количеством этого белка на жирной диете быстро развивался диабет второго типа. Чтобы оценить потенциальное воздействие протеина на обмен веществ, ученые вводили разные дозы FGF1 мышам с диабетом. Результат поразил исследователей: один укол моментально восстанавливал нормальный уровень сахара у всех больных животных.

«Многие предыдущие исследования с использованием FGF1 не увенчались успехом среди здоровых мышей. Однако, когда мы ввели FGF1 мышам с диабетом, мы увидели значительное улучшение уровня глюкозы», – говорит соавтор исследования Michael Downes.

Исследователи обнаружили, что лечение с помощью FGF1 имеет ряд преимуществ по сравнению с препаратами против диабета. Важно отметить, что FGF1 даже в высоких дозах не дает побочные эффекты, которые могли бы угрожать жизни пациента. Вместо этого инъекция белка восстанавливает собственную способность организма производить инсулин и регулировать уровень сахара в крови, сохраняя количество глюкозы на безопасном уровне.

«Белок FGF1 быстро метаболизируется в организме и избирательно действует на определенные типы клеток. Несмотря на то, что механизм работы FGF1 еще не изучен до конца, мы уверены, что он применим для регулярного терапевтического использования», – говорит соавтор исследования, Jae Myoung Suh.

«Мы хотим протестировать этот белок на людях, развивая новое поколение препаратов FGF1, которые будут восприимчивы только к глюкозе, не влияя на рост других клеток», – добавляют авторы.

Jae Myoung Suh, Johan W. Jonker, Maryam Ahmadian, Regina Goetz, Denise Lackey, Olivia Osborn, Zhifeng Huang, Weilin Liu, Eiji Yoshihara, Theo H. van Dijk, Rick Havinga, Weiwei Fan, Yun-Qiang Yin, Ruth T. Yu, Christopher Liddle, Annette R. Atkins, Jerrold M. Olefsky, Moosa Mohammadi, Michael Downes, Ronald M. Evans. Endocrinization of FGF1 produces a neomorphic and potent insulin sensitizer // Nature – 2014