Ученые пересмотрели хронологию эволюционного происхождения человека

Большой мозг, длинные ноги, умение делать орудия труда и длительный период созревания, все это считается формировалось у человека с изменением климата на Земле, и он стал холоднее и суше. Тем не менее, эти черты не возникали одновременно. Скорее несколько ключевых факторов эволюционировали у более ранних предков – Австралопитеков (Australopithecus) между 3 и 4 миллионами лет назад, в то время как другие появились значительно позже.

Исследование ученых занимает инновационный подход к интеграции палеоклиматических данных: новые окаменелости и понимание рода Homo, археологические находки и биологические исследования широкого круга млекопитающих (включая человека). Синтез этих данных привел к выводу, что способности древних людей приспособиться к изменяющимся условиям, в конечном счете, позволило ранним видам Homo меняться, выжить и начать распространение из Африки в Евразию 1850000 лет назад.

Richard Potts воссоздал новые макеты климата Восточной Африки в период эволюции человека, которые изображают большую часть эпохи от 2,5 млн. до 1,5 млн. лет назад как время нестабильности климата и ежегодных влажных и сухих сезонов.

«Нестабильные климатические условия способствовали гибкости эволюции у наших предков», – считает автор исследования.

Ископаемые помогают лучше понять, как человеческий род развивался. Пять черепов (около 1,8 миллионов лет) с места Дманиси, Грузия, показывают изменения черт, обычно наблюдаемые у африканского прямоходящего, но отличаются определенными чертами от других видов раннего Homo, известного только в Африке. Недавно обнаруженные скелеты австралопитеков Sediba (около 1980000 лет) в Южной Африке также включают некоторые функции зубов и рук, характерные для Homo.

Все виды Homo имели большое тело и мозг, чем вероятные предки австралопитеки. По данным исследования, эти различия и сходства показывают, что человеческие черты развивались отдельно и в разное время, а не все вместе.

В дополнение к изучению климата и ископаемых, ученые также нашли доказательства от древних каменных орудий, изотопов в зубах и следы, найденные на костях животных в Восточной Африке.

«Вместе взятое свидетельствует о том, что виды Homo были более приспосабливаемыми в своих пищевых предпочтениях, чем другие виды», – утверждает Leslie Aiello. «Их диета, вероятно, содержащая мясо,  способствовала применению каменных инструментов, что позволило нашим предкам использовать широкий спектр ресурсов».

Ученые пришли к выводу, что эта приспосабливаемость повысила способность человеческих предков успешно адаптироваться к нестабильной среде и уйти из Африки. Такая приспосабливаемость остается отличительной биологической чертой человека сегодня. Будущие исследования новых ископаемых и археологических находок будут сосредоточены на выявлении конкретных адаптивных возможностей, которые возникли у раннего Homo и принесет более глубокое понимание человеческой эволюции.

Anton, Susan C.; Potts, Richard; Aiello, Leslie C. Evolution of early Homo: An integrated biological perspective // Science – 2014 – vol. 345 (6192) – p. 1236828