Ученые установили, почему у пожилых людей возникают проблемы со сном

Теперь ученые могут объяснить, почему сон с возрастом становится более прерывистым. Новые результаты исследования показывают, что тормозные нейроны, потеря которых приводит к нарушению сна у экспериментальных животных, существенно уменьшились и у пожилых людей, а также у лиц с болезнью Альцгеймера.

«В среднем, человек в 70 лет спит на один час меньше, чем 20-летний человек», – объясняют авторы исследования Clifford Saper и James Jackson Putnam, профессор неврологии в Гарвардской медицинской школе. «Потеря и прерывистость сна связана с рядом проблем со здоровьем, в том числе когнитивной дисфункцией, повышением артериального давления, сосудистыми заболеваниями и тенденциями к развитию диабета 2 типа. Похоже, что потеря нейронов может способствовать этим различным расстройствам».

В 1996 году в лаборатории Saper впервые обнаружили, что вентролатеральное преоптическое ядро функционирует как «переключатель сна» у крыс, выключает возбуждение системы мозга для того, чтобы животное заснуло.

«Наши эксперименты на животных показали, что потеря этих нейронов вызывает бессонницу», – объясняет он.

Группа клеток в мозге человека промежуточного ядра находится в подобном месте и является тем же тормозным нейромедиатором, как вентролатеральное преоптическое ядро у крыс.

Для того чтобы проверить эту гипотезу, исследователи проанализировали данные старения, начиная с 1997 года у 1000 добровольцев, включенных в исследование с 65-летнего возраста и до самой смерти, тогда их мозг был пожертвован для исследования.

Ученые исследовали мозг у 45 испытуемых (средний возраст на момент смерти – 89,2 лет) для выявления вентролатеральных преоптических нейронов. Затем они сопоставили качество сна при предыдущих осмотрах до смерти с количеством оставшихся вентролатеральных нейронов при вскрытии.

«Мы обнаружили, что у пожилых пациентов, которые не имели болезнь Альцгеймера, количество вентролатеральных преоптических нейронов коррелируется с прерывистым сном», – утверждает Saper. «Чем меньше нейронов, тем хуже сон».

Результаты дополнительно показали, что у пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, наиболее нарушен сон, и связано это тоже с уменьшением количества вентролатеральных преоптических нейронов.

«Эти результаты доказывают, что вентролатеральное преоптическое ядро у человека, вероятно, играет ключевую роль в образовании сна», – считает Saper. «Потеря этих нейронов из-за старения или болезни Альцгеймера может быть важной причиной, почему пожилые люди часто сталкиваются с нарушением сна. Эти результаты могут привести к новым методам, которые уменьшат проблемы сна у пожилых людей».

Lim, Andrew S. P.; Ellison, Brian A.; Wang, Joshua L.; Yu, Lei; Schneider, Julie A. et al. Sleep is related to neuron numbers in the ventrolateral preoptic/intermediate nucleus in older adults with and without Alzheimer’s disease // Brain – p. awu222