В нашем компьютерном мире молодые люди теряют способность читать эмоции?

Ученые обнаружили, что шестиклассники, которые в течение пяти дней не брали в руки смартфон и не смотрели телевизор, стали лучше разбираться в человеческих эмоциях, чем дети, которые по несколько часов каждый день тратят время на свои электронные устройства.

«Многие люди ищут преимущества в цифровых медиа», – считает Patricia M. Greenfield, профессор психологии и старший автор исследования. «Снижение чувствительности к эмоциональным сигналам вызывает потерю способности к пониманию эмоций других людей. Это одна из издержек взаимодействия с экраном, которая уменьшает социальные навыки».

Психологи изучили две группы шестиклассников из Южной Калифорнии: 51 школьник жили в течение пяти дней в лагере примерно в 70 милях к востоку от Лос-Анджелеса, и 54 находились в школе.

В лагере не позволяли ребятам использовать электронные устройства, для многих это оказалось сложным первые два дня. В начале и в конце исследования обе группы оценивались по способности распознавать эмоции других людей на фотографиях и видео. Ученикам показали 48 фотографий лиц, которые были счастливые, грустные, злые или страшные, и просили определить свои чувства. Они также просмотрели видео актеров, взаимодействующих друг с другом, и должны были описать эмоции персонажей. У детей, которые были в лагере, значительно улучшилась способность читать эмоции и другие невербальные сигналы, по сравнению с детьми, которые продолжали использовать свои мультимедийные устройства.

Исследователи отслеживали, сколько ошибок ученики сделали при попытке определить эмоции на фотографиях и видео. При анализе фотографий, например, в среднем, было сделано 9,41 ошибок в конце исследования, по сравнению с 14,02 в самом начале. У школьников, которые не посещали лагерь, изменений было меньше. Результаты были одинаковы как у мальчиков, так и у девочек.

Дети, участвующие в исследовании, сообщили, что они смотрят телевизор и играют в видеоигры в среднем четыре с половиной часа в течение дня. Некоторые опросы показывают, что эта цифра еще выше. Patricia M. Greenfield считает результаты значительными, учитывая, что они появились через пять дней.

Она сказала, что результаты исследований говорят о том, что люди должны больше общаться друг с другом, и когда они используют цифровые средства для общения, они тратят меньше времени на развитие социальных навыков. Uhls добавил, что смайлики являются плохой заменой общения.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Uhls, Yalda T.; Michikyan, Minas; Morris, Jordan; Garcia, Debra; Small, Gary W. et al. (2014) Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues // Computers in Human Behavior – vol. 39 – p. 387-392