Исследователи установили, что чума существовала на 3300 лет раньше, чем считалось ранее

Просмотров: 61

Опубликовано 25.10.2015, 11:59 (мск) Клара Галиева в Инфекционные болезни, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Ученые считают, что чума была распространена на 3300 лет раньше, чем считалось ранее. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cell.

чума

(c)pixabay/OpenClipartVectors

Тесты ДНК зубов показывают, что чума существовала еще в бронзовую эпоху. Но потребовалось, по крайней мере, 1000 лет, чтобы бактерии прошли ключевые генетические изменения, которые позволили чумной палочке (Y. Pestis) распространяться через блох.

Y. Pestis виновна в эпидемии чумы, которая произошла в 6-м веке и была названа Черной Смертью, так как тогда погибло 30−50% населения Европы. В середине 1300-х годов чума свирепствовала вновь, а третья пандемия в 1850 году опустошила Китай. Чума в Афинах, которая произошла почти 2500 лет назад, вызвала падение культуры Греции и подрыв римской армии. Небольшое количество случаев чумы происходят и в настоящее время, но в основном в сельской местности. Тем не менее, не было известно, что Y. Pestis вызывала ранние эпидемии, так как в костном материале старше 1500 лет не было найдено прямых молекулярных доказательств.

Ученые из университета Копенгагена в Дании изучили образцы ДНК зубов людей бронзового периода из Европы и Азии и открыли доказательства существования инфекции чумы примерно 4800 лет назад. Основываясь на этих выводах, исследователи из Университета Гетеборга в Швеции считают, что чума могла появиться значительно раньше.

Исследователи уже опубликовали изучение геномики населения Евразии бронзового периода (ок. 3000−1500 до н.э.), когда крупные миграции населения и сформировали основные части современной демографической структуры в Европе и Азии. Что вызывало эти миграции — было загадкой. Ученые предположили, что в этом виноваты крупные эпидемии. Люди спасались от болезней или двигались к местам, которые опустели после чумы. Возможно, это была Черная Смерть.

Чтобы выяснить это, исследователи изучили ДНК зубов 101 людей бронзового периода из Европы и Азии, полученных из музеев и археологических раскопок. Исследователи обнаружили Y. Pestis в ДНК семи лиц, датированных между 2794 г. — 951 г. до н.э. (ранний железный век). Эволюционный анализ показал, что у последнего общего предка все известные штаммы Y. Pestis были уже 5,783 лет назад, это на тысячи лет раньше, чем считалось ранее.

Тем не менее, в бронзовую эпоху чума еще не была в состоянии широко распространиться; так что же произошло в железном веке?

Два фактора объясняют распространение: один относится к иммунной системе, другой — к заразности. Ранние формы чумы были восприимчивы к иммунной системе. Старые следы показывают наличие жгутиков белка, которые помогали бактериям передвигаться. У млекопитающих иммунная система распознает жгутики и борется с ними.

В бронзовом веке у палочки чумы были признаки жгутиков, и иммунной системе было легче обнаружить их и победить. В железном веке генетическая мутация привела к потере жгутиков, и иммунной системе стало тяжелее ее обнаружить.

Во-вторых, у генома Y. Pestis еще не было гена под названием Yersinia — мышиный токсин (YMT), который защищает возбудителя внутри кишечника блох, тем самым позволяя чуме распространяться через вектор насекомых. К железному веку, 3,700−3,000 лет назад, ген YMT развился, и чума стала передаваться только через блох.

Старший автор исследования Эске Виллерслев (Eske Willerslev) говорит: «Мы обнаружили, что родословная Y. Pestis возникла и распространилась гораздо раньше, и мы сузили окно времени, когда она появилась. Это исследование открывает новые возможности для изучения эволюции заболеваний».

Исследователи планируют искать доказательства чумы и других переносимых с кровью бактерий и вирусов в других географических регионах и временных периодах. Они отмечают, что лежащие в основе эволюционные механизмы, которые изменили эволюцию Y. Pestis, возможно существуют и сегодня. Ученые надеются, что их работа увеличит понимание того, как будущие патогены могут возникнуть или стать более опасными.

В прошлом году Medical Insider сообщал, что в Колорадо выявлены три случая легочной чумы.

Rasmussen et al. Early divergent strains of Yersinia pestis in Eurasia 5,000 years ago // Cell — 2015

Должность — Автор новостного блока.

Врач-невропатолог. г. Санкт-Петербург.