Глистные инвазии могут предотвратить воспалительные заболевания кишечника

Глистные инвазии вызывают боли в животе, понос и дизентерию. Но, согласно новому исследованию, паразиты могут защитить от воспалительных заболеваний кишечника. Опубликованное в научном журнале Science исследование показывает, что кишечные паразиты могут изменить микробиом и предотвратить воспалительные заболевания кишечника у мышей и людей.

Исследователи говорят, что их результаты подтверждают гипотезу, что раннее воздействие инфекционных микроорганизмов может защитить от заболеваний путем укрепления иммунной системы. Плохая гигиена является ключевым фактором риска развития глистных инвазий, которые часто встречаются в развивающихся странах, где кишечные паразиты наиболее распространены.

Однако, развитые страны имеют самые высокие показатели воспалительных заболеваний кишечника, включая болезнь Крона и неспецифический язвенный колит. Может ли отсутствие таких паразитов в «слишком чистых» развитых странах быть причиной заболеваний кишечника? Чтобы выяснить это, Пинг Лоук (P’ng Loke) с соавторами инфицировали мышей кишечными паразитами. Ученые выяснили, что у этих мышей отсутствовал ген под названием NOD2, который связан с воспалительными заболеваниями кишечника и рядом других иммунных расстройств.

При сравнении состава кишечных бактерий с неинфицированными грызунами исследователи обнаружили, что зараженные мыши имели 1000-кратное снижение Бактероидов (Bacteroides) – вид бактерий, которые повышают риск развития заболеваний кишечника. Зараженные мыши имели 10-кратное увеличение числа Клостридий (Clostridia) – вид бактерий, которые снижают воспаление. Более того, у инфицированных мышей отсутствовали многие симптомы кишечных заболеваний, в том числе язвы и желудочно-кишечных кровотечений, по сравнению с неинфицированными мышами. Ученые предполагают, что иммунный ответ на глистные инвазии может влиять на увеличение клостридий.

Исследователи также проанализировали образцы стула, собранные у 75 лиц, проживающих в сельских районах Малайзии, где уровень воспалительных кишечных заболеваний является низким, но частота кишечных паразитов высокая.

Сравнивая образцы стула людей с соседней городской территории Малайзии, ученые установили, что в сельской местности люди имеют значительно меньше Bacteroides, но больше Clostridia в микробиоме, чем люди из городской местности. Кроме того, исследователи обнаружили, что люди, прошедшие лечение от глистных инвазий, имели низкие уровни Clostridia и высокие уровни Bacteroides.

Научный сотрудник Кен Кадуэлл (Ken Cadwell) из Нью-Йоркского университета добавляет: «Наше исследование может изменить представление о лечении кишечных заболеваний. Многие думают, что глистные инвазии непосредственно могут вылечить кишечник, на самом деле, они действуют на бактерии кишечника, которые вызывают заболевания».

Авторы другого исследования также заявили, что глистные инвазии и микроорганизмы улучшают иммунную систему.

Ramanan, Deepshika; Bowcutt, Rowann; Lee, Soo Ching; Tang, Mei San; Kurtz, Zachary D. et al. (2016) Helminth infection promotes colonization resistance via type 2 immunity // Science p. aaf3229