Ученые открыли новый метод лечения анемии

Неожиданный результат эксперимента может помочь в борьбе с анемией. Ученые открыли удивительную роль дендритных клеток (тип иммунных клеток) в производстве красных кровяных клеток (эритроцитов). Ученые случайно обнаружили ранее неизвестный способ формирования красных кровяных клеток, которые приведут к новым методам лечения анемии. Исследователи во главе с Томасом Брасиле (Thomas Braciale), профессором патологии и микробиологии в Университете Вирджинии, описывают свое открытие в журнале Clinical Investigation.

анемия, дендритные клетки, эритроциты
Ученые открыли новый метод лечения анемии
©Flickr/Alisha Vargas

Анемия — это состояние, при котором вырабатывается недостаточное количество красных кровяных клеток, чтобы переносить кислород. Сколько кислорода необходимо организму зависит от возраста, пола, роста, привычки курения и состояния беременности. Дефицит железа является самой распространенной причиной анемии и возникает в результате хронического воспаления, инфекции, наследственных заболеваний и дефицита питательных веществ, фолиевой кислоты, витамина В12 и витамина А.

Тяжелая степень анемии приводит к усталости, слабости, головокружению и сонливости. Особенно уязвимы беременные женщины и дети. Анемия может наблюдаться у людей с диабетом и с заболеваниями почек или раком. Хроническая анемия особенно распространена у пожилых людей. Всемирная организация здравоохранения подтверждает, что анемией страдает около 800 миллионов детей и женщин.

Дендритные клетки играют важную роль в иммунной системе. Они вызывают соответствующий иммунный ответ при попадании возбудителя. Исследователи, которые проверяли тесты на вирус гриппа у мышей, обнаружили, что дендритные клетки также оказывают совершенно другой и ранее неизвестный эффект. Ученые увидели его, когда вводили мышам с вирусом гриппа антитела, которые блокировали определенную молекулу, выраженную дендритными клетками.

Первое, что произошло – это то, что селезенка мышей стала увеличиваться в размерах. Неожиданный результат сбил с толку исследователей, они снова решили провести тест, результат повторился.

Профессор Брасиле рассказывает: «Мы повторяли эксперимент снова и снова, не веря в результат. Я спросил, а нужно ли заражать мышей гриппом, когда вводим антитела. Мы стали вводить антитела мышам, неинфицированным гриппом. И снова селезенка увенчивалась в размерах. После долгих консультаций, после разговора с моими коллегами мы решили, что это стресс-индуцированный эритропоэз».

Стресс-индуцированный эритропоэз – это когда организм вырабатывает больше эритроцитов в ответ на повреждение или другой стресс. Исследователи поняли, что обнаружили способ, вызывающий эритропоэз, и теперь могут использовать антитела, чтобы увеличить производство красных кровяных клеток. Профессор Брасиле говорит, что стресс может возникнуть в результате различных источников — это могут быть инфекции, воспаления; анемия и кровоизлияние.

Ученые видят потенциал в новом методе лечения анемии. Например, врачи могут увеличить производство красных кровяных клеток, когда больной ожидает переливание крови или когда религиозные убеждения запрещают людям делать переливание крови.

Хотя предстоит еще много работы, прежде чем врачи начнут использовать этот метод, исследователи настроены оптимистично.

«Мы знаем, что этот метод поможет людям. Существуют гуманизированные мыши, они имеют систему крови такую же, как у человека. И если вводить этим мышам антитела, они начинают производить красные кровяные клетки», — объясняют авторы исследования.

В предыдущих исследованиях Medical Insider сообщал, что обнаружен механизм образования эритроцитов.

Kim T. S. et al. Stress-associated erythropoiesis initiation is regulated by type 1 conventional dendritic cells //The Journal of clinical investigation. – 2015. – Т. 125. – №. 10. – С. 3965-3980.