Ученые разрабатывают новые методы лечения глиобластомы

Глиобластома является одной из распространенных и злокачественных опухолей головного мозга. Как правило, пациенты живут всего лишь нескольких месяцев. Кроме того, опухолевые клетки сильно отличаются друг от друга, что затрудняет лечение. Исследователи из Университета Бонна (University of Bonn) в настоящее время разработали совершенно новый метод для создания специально подобранной двухступенчатой терапии. Используя образцы опухоли у пациента, они проводят лабораторные тесты, чтобы определить, какие вещества могут сначала сделать различные типы раковых клеток одинаковыми и затем их уничтожить. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Clinical Cancer Research.

раковые клетки, глиобластома
(с) Roman Reinartz / Institute for Reconstructive Neurobiology of the University of Bonn

Клетки в опухоли головного мозга имеют различные характеристики, такие как размеры и количество клеточных ядер. Поэтому раковые клетки в опухолевой ткани имеют различные способы защиты от лечебных мероприятий. После хирургического удаления, лучевой и химиотерапии этот тип опухоли часто восстанавливается. Препараты, как правило, также не эффективны.

Команда под руководством профессора Бьерна Шеффлера (Bjorn Scheffler) разработала новый метод, который может бороться с такими сложными опухолями головного мозга. Из тканей и клеточных образцов пяти пациентов с глиобластомой ученые получали 33 индивидуальные раковые клетки, способные к размножению.

Чтобы найти лечение для каждой из этих раковых клеток, исследователи протестировали около 180 различных активных веществ. При этом ученые сделали удивительное наблюдение.

“Один и тот же активный ингредиент вызвал гибель большинства опухолевых клеток”, – сообщает ведущий автор Роман Рейнартс (Roman Reinartz). Однако раковые клетки одного и того же пациента пережили лечение и даже смогли воспроизвестись. “Эти первоначально резистентные опухоли могут гораздо эффективнее бороться с другими активными ингредиентами”.

Различный характер опухолевых клеток требует применения комбинированных методов лечения.

Сколько препаратов необходимо для борьбы со всеми аспектами глиобластомы?

“В лучшем случае два», – объясняет Рейнартс. Вместо того чтобы использовать одновременно химиотерапию, как это было ранее, исследователи хотят следовать шаг за шагом. Эта терапия будущего может выглядеть следующим образом. Для того, чтобы предотвратить дальнейшее распространение опухоли в головном мозге, ее часть будет удалена хирургическим путем. В дальнейшем полученные образцы тканей могут быть подвергнуты лабораторному тестированию, для того чтобы выявить характеристики различных опухолевых клеток. Для каждого пациента будет разработано соответствующее индивидуальное лечение. На втором этапе будет определено вещество, которое будет эффективным оружием против опухолевых клеток.

До сих пор различия в типах раковых клеток глиобластомы мешали успешному лечению, потому что некоторые устойчивые опухолевые клетки воспроизводились более интенсивно при химиотерапии. С помощью своего метода ученые создают порядок из этого кажущегося хаоса.

Профессор Счеффлер говорит: “Как и автомобиль, который разбирается на отдельные части, чтобы найти повреждение, мы исследуем различные раковые клетки”.

После того как характеристики клеток опухоли будут изучены, эти знания могут быть использованы, чтобы управлять сложной системой в правильном направлении.

Эта стратегия улучшит терапевтические возможности в будущем, так как позволит сделать точные прогнозы лечения больных. Исследователи уже успешно провели этот шаг у мышей. Для того чтобы сделать терапию доступной для людей, необходимы дальнейшие исследования.

Авторы другого исследования заявили, что изучение генетики собак поможет исследователям пролить свет на опухоль головного мозга у человека.

Reinartz, Roman, et al. “Functional subclone profiling for prediction of treatment-induced intra-tumor population shifts and discovery of rational drug combinations in human glioblastoma” American Association for Cancer Research (2016): clincanres-2089.

Понравилась новость? Читайте нас в Facebook