Ученые из Канады изобрели систему быстрой сборки сердечной мышцы

сердечная мышца
Ученые из Канады изобрели систему быстрой сборки сердечной мышцы
©Radisic Lab

Ученые из Университета Торонто (University of Toronto) разработали быстрый и несложный метод «сборки» сердечной мышцы из выращенных в лаборатории клеток  сердца (кардиомиоциты), который напоминает застегивание «липучки» на одежде или обуви. Результати исследования опубликованы в научном журнале Science Advances.

«Одно из главных достоинства этого метода – это простота применения. Мы можем собирать большие фрагменты ткани сердечной мышцы прямо в то время, когда они будут необходимы, и также легко разбирать. На сегодняшний день я не знаю другой методики, дающей такую же возможность», – утверждает автор исследования Милица Радисич (Milica Radisic).

Клетки сердца уже давно выращиваются в лабораторных условиях. Тем не менее, они зачастую не напоминают клетки организма человека. Реальные кардиомиоциты формируются в среде, в которой есть белковые каркасы -«подложки» и клетки-помощники, которые группируют клетки сердца в длинные тонкие мышечные волокна. Клетки, выращенные в лабораторных условиях без такой поддержки, склонны к слабости и аморфности.

Милица Радисич с соавторами сосредоточилась на том, чтобы как можно точно воссоздать естественную среду, в которой клетки сердца растут в организме человека. Специальный полимер служил сеткой-каркасом для кардиомиоцитов, который напоминает пчелиные соты, обладающие неправильной формой. Данная полимерная сетка биоразлагаема и через несколько месяцев выведется из организма. На поверхность получаемой сердечной ткани вводились Т-образные «штырьки», действующие как крючки липучки Velcro: если объединить два слоя выращенной ткани, они закрепляются за «соты» и скрепляют оба слоя. Соединенные ткани практически незамедлительно начинали выполнять свою функцию, под влиянием электрической стимуляции они синхронно расслаблялись и сокращались. В своей научной работе авторы исследования соединяли до трех таких слоев.

Целью научной работы является создать искусственную ткань, которую можно будет применять для операций на сердце, заменяя поврежденную сердечную мышцу в необходимых местах, так как «сборка» не сложна, и можно адаптировать ткань по размерам и толщине для каждого больного прямо перед оперативным вмешательством.

Zhang, Boyang; Montgomery, Miles; Davenport-Huyer, Locke; Korolj, Anastasia; Radisic, Milica (2015) Platform technology for scalable assembly of instantaneously functional mosaic tissues // Science Advances – vol. 1 (7) – p. e1500423