Микроорганизмы необходимы для производства серотонина

микробы, серотонин

Серотонин – самое известное химическое вещество головного мозга, которое влияет на эмоции и поведение, и дисбаланс которого способствует депрессии. Ученые считают, что 90% серотонина производится в кишечнике, и дисбаланс периферийного серотонина связан с такими заболеваниями, как синдром раздраженного кишечника, сердечно-сосудистые заболевания и остеопороз. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cell.

Старший автор исследования Элейн Хсяо (Elaine Hsiao), профессор биологии и биологической инженерии из Калифорнийского технологического института говорит, что изменения микроорганизмов в кишечнике у мышей влияют на их поведение. Исследователи были заинтересованы в получении подробной информации о том, как микроорганизмы кишечника и нервная система связаны между собой.

В кишечнике существует три типа клеток, которые производят серотонин: иммунные клетки, нервные клетки или нейроны, и энтерохромаффинные клетки (ЕС-клетки). В исследовании профессор Хсяо хотела выяснить, какие клетки кишечных микробов могут оказывать влияние на уровень серотонина.

В первой части исследования ученые сравнили периферийный уровень серотонина, полученный из клеток двух групп мышей: одна – с нормальными кишечными микробами, другая группа мышей – без кишечных бактерий.

Ученые обнаружили, что у стерильных мышей EC-клетки производят на 60% меньше серотонина, чем у мышей с нормальными кишечными бактериями. А когда они восстановили бактерии в кишечнике стерильных мышей, EC-клетки начали производить нормальный уровень серотонина.

В следующей части исследования ученые отправились на поиски бактерий, которые, взаимодействуя с ЕС-клетками, производят серотонин. Они вводили отдельные виды и группы кишечных микробов стерильным мышам и обнаружили, что уровень серотонина увеличивался, когда было определенное сочетание около 20 видов спорообразующих бактерий.

Эта бактериальная смесь у стерильных мышей увеличила движение пищи через пищеварительный тракт. Она также изменила деятельность в их крови тромбоцитов, которые используют серотонин, чтобы повысить свертываемость.

Дальнейшие исследования в клеточных культурах изучали некоторые молекулярные механизмы. Ученые обнаружили, что несколько побочных продуктов метаболизма кишечных бактерий находятся под контролем смеси спорообразующих бактерий, действуют на EC-клетки и изменяют производство серотонина. Когда исследователи увеличивали эти метаболические побочные продукты у стерильных мышей, это увеличило уровень периферического серотонина.

Профессор Хсяо предостерегает: «Мы определили группу бактерий, которые не только увеличивают серотонин, но имеют и другие эффекты, которые еще предстоит изучить. Кроме того, есть условия, при которых избыток серотонина может быть вредным».

Исследователи теперь планируют выяснить, как их выводы могут применяться для мозга человека.

Yano, Jessica M.; Yu, Kristie; Donaldson, Gregory P.; Shastri, Gauri G.; Ann, Phoebe et al. (2015) Indigenous Bacteria from the Gut Microbiota Regulate Host Serotonin Biosynthesis // Cell – vol. 161 (2) – p. 264-276