Гены проливают свет на развитие диабета 1 типа и другие аутоиммунные заболевания

гены, сахарный диабет, аутоиммунные заболевания
Профессор Кисслер объясняет: «При изменении аутофагии в тимусе эпителиальных клеток изменяется выбор Т-клеток, и изменяется риск аутоиммунных заболеваний».

Сахарный диабет 1 типа и рассеянный склероз — аутоиммунные заболевания, когда иммунная система атакует собственные ткани организма. Аутоиммунность – сложный процесс, и ученые не знают, как он начинается. Теперь, новое исследование нашло важную подсказку в гене под названием Clec16a, который контролирует, как в иммунной системе Т-клетки атакуют цели. Исследователи полагают, что открытие приблизит тот день, когда мы сможем предотвратить диабет. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Immunity.

Профессор Стефан Кисслер (Stephan Kissler) говорит, что Clec16a связан с различными типами аутоиммунных заболеваний. Clec16a участвует в развитии диабета 1 типа по аутофагии. Этот процесс происходит во всех клетках. Буквально он означает «есть себя», и с помощью него клетки переваривают свои белки и поставляют переработанный материал на поверхность клеток – как мусор. Аутофагия может быть активирована по разным причинам. Например, если есть нехватка питательных веществ, или если клетки инфицированы вирусом. Однако эпителиальные клетки в тимусе – специализированный орган иммунной системы, который находится за грудиной и над сердцем – используют аутофагию по-другому. Они показывают Т-клеткам белки в организме, которые должны быть устранены.

Для исследования он с соавторами обратились к генам 40 мышей, у которых развивался диабет 1 типа. Через серию экспериментов по пересадке они обнаружили, что ген косвенно регулирует образование Т-клеток в тимусе. Ученые добилась аналогичных результатов с другими генами.

Если обнаружится, что Clec16a играет ту же роль в вилочковой железе человека, это будет большим шагом к разгадке сложных заболеваний, таких как сахарный диабет 1 типа, рассеянный склероз и другие аутоиммунные заболевания.

Schuster, Cornelia; Gerold, Kay D.; Schober, Kilian; Probst, Lilli; Boerner, Kevin et al. (2015) The Autoimmunity-Associated Gene CLEC16A Modulates Thymic Epithelial Cell Autophagy and Alters T Cell Selection // Immunity