Исследователи показывают, как грудное молоко защищает от тяжелых кишечных заболеваний у недоношенных детей

недоношенные дети, грудное молоко, кишечные заболевания

Уже давно известно, что грудное молоко стимулирует иммунную систему младенца. Теперь, новое исследование показало, как грудное молоко может защитить от тяжелой кишечной болезни, которая часто бывает у недоношенного ребенка.

Некротический энтероколит является наиболее распространенным заболеванием у недоношенных детей. Исследователи обнаружили, что белок в грудном молоке человека и животных, который называется эпидермальный фактор роста (ЭФР), может предотвратить заболевание у недоношенных мышей.

«Мы знали, что грудное молоко может защитить недоношенных детей от кишечных заболеваний, но как и почему это происходит – было загадкой», — говорит Давид Хэкэм (David Hackam). «Мы считаем, что наши выводы откроют важную часть тайны этого расстройства».

В настоящее время для лечения некротического энтероколита у недоношенных детей производят удаление мертвых тканей кишечника. У таких детей повышается риск осложнений — синдром короткой кишки.

Прошлые исследования Хэкэма показали, что кишечные повреждения в первую очередь обусловлены белком TLR4. Он обычно регулирует, как иммунная система реагирует на бактерии. В кишечнике недоношенного ребенка белок регулирует дифференцировку клеток. Исследователи объясняют, что в кишечник младенца бактерии попадают сразу после рождения, чтобы помочь ему адаптироваться к новым условиям. Но в кишечнике у недоношенных младенцев белок TLR4 выходит из-под контроля, отрезает поступление кислорода в кишечник и вызывает повреждение тканей.

В последнем исследовании ученые подвергали незрелые клетки кишечника, некоторые из которых предварительно обрабатывали грудным молоком, бактериям, ответственным за срабатывание контроля TLR4 белка. Они обнаружили, что TLR4 был снижен в предварительно обработанных клетках. Одним из термочувствительных белков в грудном молоке является EGF, который способствует росту и развитию клеток. При удалении этого белка из грудного молока ученые не нашли эффективного снижения экспрессии TLR4. Это указывает, что ЭФР играет важную роль в TLR4-ингибирующих свойствах грудного молока.

Исследователи поили грудным молоком или соленой водой недоношенных мышат перед инъекцией с бактериями, чтобы вызвать гибель клеток как при некротическом колите. Они обнаружили, что у мышат, которых кормили грудным молоком, был более низкий уровень TLR4, а также низкий уровень иммунных химических веществ, которые вызывают воспаление. У этих мышей меньше погибали клетки кишечника, а здоровые клетки продолжали размножаться.

Комментируя выводы, автор исследования доктор Майсти Гуд (Misty Good) из университета Питтсбурга, штат Пенсильвания, говорит: «Наши данные показывают, что ЭФР является ключевым фактором в грудном молоке, предотвращая кишечные клетки от гибели и в то же время восстанавливая рост клеток, что способствует заживлению кишечника».

Good, M; Sodhi, C P; Egan, C E; Afrazi, A; Jia, H et al. (2015) Breast milk protects against the development of necrotizing enterocolitis through inhibition of Toll-like receptor 4 in the intestinal epithelium via activation of the epidermal growth factor receptor // Society for Mucosal Immunology