Ученые выяснили, как токсоплазма управляет поведением человека

Просмотров: 64

Опубликовано 16.06.2016, 18:18 (мск) Руслан Хусаинов в Инфекционные болезни, Неврология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Авторы нового исследования выяснили, как токсоплазма — паразит домашних питомцев — зачастую заражает их владельца, тем самым манипулируя их поведением. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PLoS Pathogens.

Токсоплазма, кошка, головной мозг, PLoS Pathogens.

© Wilson lab, UC Riverside. Перевод Medical Insider

«Нам не стоит сильно волноваться, так как мы с этим паразитом живём уже давно. Токсоплазма не хочет нас уничтожить, так как потеряет свой „дом“. Для того чтобы избежать заражения, достаточно хорошо прожаривать мясо, а также мыть руки и овощи. Беременным женщинам не стоит трогать руками лоток с кошачьим туалетом и менять его содержимое», — считает автор исследования Эмма Уилсон (Emma Wilson) из университета Калифорнии (University of California) в Риверсайде.

На сегодняшний день известно, что токсоплазма может менять поведение хозяина, вызывая необратимые изменения функций головного мозга. Так, например, паразит делает мышей «смелыми», когда те видят или чувствуют кошку, а у людей данный паразит вызывает склонность к суициду, неординарным поступкам и приступам ярости.

Эмма Уилсон соавторами раскрыли вероятный механизм того, как токсоплазма меняет поведение своего хозяина.

Результаты исследования показали, что после проникновения токсоплазмы в нервные клетки заметно меняется взаимодействие нейронов с молекулой глутамата (аминокислота, играющая важную роль в переносе информации между нейронами).

Известно, что чем больше глутамата в межклеточном пространстве, тем интенсивнее взаимодействуют клетки головного мозга. Однако, повышение концентрации данного соединения может привести к негативным последствиям — воспалению и повреждению нервных клеток.

Токсоплазма отключает ген GLT-1 и тем самым уменьшает взаимодействие глутамата с астроцитами (клетки, окружающие нейроны и защищающие их от повреждения), в результате чего происходит накапливание глутамата в головном мозге, приводя к изменениям поведения.

Авторы другого исследования выясняли, как именно токсоплазма переходит через гематоэнцефалический барьер.

Подробнее в научной статьи:

David C. N. et al. GLT-1-Dependent Disruption of CNS Glutamate Homeostasis and Neuronal Function by the Protozoan Parasite Toxoplasma gondii //PLOS Pathog. — 2016. — Т. 12. — №. 6. — С. e1005643.

Токсоплазма, кошка, головной мозг, PLoS Pathogens