Ученые нашли новый метод лечения рака молочной железы

рак молочной железы, Лапатиниб

Исследователи, изучающие путь, как рак молочной железы с положительным HER2 подтипом становится устойчивым к лечению, сделали удивительное открытие и выяснили, почему развивается эта устойчивость. Исследование, опубликованное в научном журнале Cell Reports, открыло новую комбинированную терапию с применением препарата Лапатиниб и нового экспериментального препарата ингибитора белков семейства BET.

«Комбинированное лечение в настоящее время проходит испытания на мышах с раком молочной железы», — объясняет старший автор Гэри Джонсон (Gary Johnson). «Наша цель состоит в том, чтобы создать новый вид терапии, которая могла бы помочь пациентам с раком молочной железы».

Примерно 15-20% диагнозов рака молочной железы относятся к HER2-положительным подтипам. Стандартная терапия хорошо работает только у одной трети пациентов с этой формой рака, у большинства пациентов часто развивается устойчивость к препарату.

Это типичная проблема, с которой сталкиваются врачи при лечении, направленном на киназы – специфические белки, которые необходимы для клеточной активности, такой как движение и деление, а также для стимуляции роста опухолей. При этой форме рака HER2 является основной киназой, ответственной за рост опухоли.

Лапатиниб блокирует HER2, но когда это происходит, раковые клетки используют другие киназы, чтобы найти способ обойти преграды. Тим Штульмиллер (Tim Stuhlmiller) определил активность киназы через группы клеток и оценил то, что происходит, когда в клетки HER2-положительного рака попадал лапатиниб.

Каждая клеточная линия вырабатывала устойчивость к препарату, но способ был удивительный.

Штульмиллер объясняет: «Мы нашли массивную регуляцию различных киназ, которые могут либо возобновить работу с основным путем HER2 или обойти его целиком. В самом деле, мы обнаружили, что у 20% всего профиля экспрессии генов в клетках происходила дизрегуляция, когда мы проводили лечение клеток лапатинибом».

У киназы из клеточной линии существует множество способов реагировать и преодолевать блокаду HER2. Воздействие большого числа различных киназ проблематично для исследователей, которые пытаются разработать эффективные формы лечения.

«Из-за опасений токсичности мы не могли воспрепятствовать всем киназам, которые потенциально помогают раковым клеткам компенсировать ингибитор HER2», — объясняет Штульмиллер.

Исследователи обнаружили, что могут использовать совершенно другое лекарство, чтобы предотвратить реакцию киназы к лапатинибу. Ингибитор белков семейства BET принадлежит к новому классу препаратов, которые нацелены на белки, участвующие в транскрипции генов – процесс, который приводит к созданию ферментов, таких как киназы.

Исследователи протестировали ряд ингибиторов белков семейства BET в лечении рака крови (лейкемии). В ходе этих испытаний они обнаружили, что препарат нарушает транскрипцию генов многих киназ, связанных с устойчивостью.

Когда ингибитор белков семейства BET был объединен с лапатинибом, то произошло не только блокирование HER2 киназы, но и гибель раковых клеток.

В настоящее время исследователи пытаются повторить эти результаты на животных моделях рака молочной железы с гиперэкспрессией HER2. Кроме того, ученые изучают эффект ингибитора белков семейства BET на других формах рака молочной железы, в том числе на тройном негативном раке молочной железы, который, как известно, трудно поддается лечению.

Stuhlmiller, Timothy J.; Miller, Samantha M.; Zawistowski, Jon S.; Nakamura, Kazuhiro; Beltran, Adriana S. et al. (2015) Inhibition of Lapatinib-Induced Kinome Reprogramming in ERBB2-Positive Breast Cancer by Targeting BET Family Bromodomains // Cell Reports