Ранние признаки болезни Альцгеймера можно обнаружить в головной мозге молодых людей

Мозг пожилых людей с болезнью Альцгеймера показывает характерные аномальные скопления неправильного белка, называемого амилоид. В этом исследовании впервые, ученые смогли обнаружить, что накопление амилоида начинается в мозге молодых людей, примерно в возрасте 20 лет. Это удивительные результаты, потому как ранее считалось, что амилоид начинает накапливаться в гораздо более позднем периоде жизни.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Brain.

«Знание, что амилоид начинает накапливаться в мозге так рано, является беспрецедентным. Мы знаем, что амилоид, который присутствует в течение длительного периода времени, негативно влияет на головной мозг», — утверждает автор исследования профессор Чангиз Геула (Changiz Geulaё).

Примерно 5000000 американцев живут с болезнью Альцгеймера, которая считается наиболее распространенной формой слабоумия. В основном, данная болезнь поражает людей в возрасте старше 60 лет. Не смотря на то, что наше понимание болезни Альцгеймера увеличивается, мы до сих пор не знаем точную причину данной патологии.

В своем исследовании профессор Геула с соавторами, изучали определенную группу клеток головного мозга, известных как базальные холинергические нейроны переднего мозга. Эти клетки головного мозга активно участвует в работе памяти и внимания, и одними из первых умирают при нормальном старении или при болезни Альцгеймера. Ученые исследовали и сравнили эти клетки головного мозга в трех группах умерших людей: 13 человек в возрасте 20-66, которые были когнитивно нормальными на момент смерти, 16 человек в возрасте от 70-99, которые не страдали слабоумием, и 21 человек в возрасте от 60-95 лет с данной патологией. В ходе исследования ученые обнаружили, что амилоиды появляются в этих уязвимых нейронах в молодом возрасте и продолжают накапливаться на протяжении всей жизни. В то время как нейроны в других частях мозга не показывают такую степень накопления амилоидного белка.

Неправильные белки образуют токсичные кластеры, называемые амилоидные олигомеры. Исследователи обнаружили, что кластеры были меньших размеров у здоровых людей и больших размеров у пожилых с болезнью Альцгеймера.

«Маленькие комочки амилоидов могут быть основной причиной слабоумия. Пожизненное накопление амилоида в этих нейронах, вероятно, способствует уязвимости клеток при старении и болезни Альцгеймера», — добавляет профессор Геула.

Существует также возможность того, что накопление амилоидных кластеров внутри клеток мозга может способствовать формированию амилоидных бляшек вне клеток головного мозга – которая считается еще одной отличительной чертой болезни Альцгеймера.

Авторы планируют более подробно изучить эти механизмы, чтобы установить, как именно амилоидные клетки повреждают головной мозг.

Baker-Nigh, Alaina; Vahedi, Shahrooz; Davis, Elena Goetz; Weintraub, Sandra; Bigio, Eileen H. et al. (2015) Neuronal amyloid-{beta} accumulation within cholinergic basal forebrain in ageing and Alzheimer’s disease // Brain – p. awv024