Ученые: прием антидепрессантов во время беременности увеличивает риск развития аутизма у будущего потомства

Авторы нового исследования обнаружили взаимосвязь между применением антидепрессантов женщинами во время беременности и повышенным риском развития аутизма у их детей. Результаты исследования опубликованы в научном журнале JAMA Pediatrics.

аутизм, беременность, антидепрессанты, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС)
Ученые: прием антидепрессантов во время беременности увеличивает риск развития аутизма у будущего потомства
©Flickr/Nuno Ibra Remane

На сегодняшний день факторы риска, приводящие к аутизму, изучены плохо, и до сих пор не известны причины данного состояния. 

В данной научной работе ученые из Канады попытались изучить влияние антидепрессантов на развитие аутизма. Результаты их исследования спорные и, скорее всего, вызовут дискуссию. 

Применение антидепрессантов во время беременности уже давно обсуждается в научном мире, и на этот счет  до сих пор нет общего мнения. Ответить на вопрос, можно ли применять беременным женщинам антидепрессанты, — очень сложно. Существуют предполагаемые риски для здоровья будущего ребенка, но также существуют и риски для матерей, если полностью отказываться от данной терапии. 

По статистике, в США одна из 10 беременных женщин принимает антидепрессанты. Существует множество исследований, которые утверждают, что антидепрессанты повышают риск самопроизвольного аборта, приводят к врожденным порокам развития, преждевременным родам и др. В других исследованиях показана взаимосвязь между применением антидепрессантов во время беременности и риском персистирующей легочной гипертензии и возможности неонатальной абстиненции.

Каждый клинический случай аутизма отличается друг от друга. Расстройство аутического спектра описано сравнительно недавно, официальные диагностические критерии все еще находятся на этапе разработки, и никто не может понять, то ли процент данного состояния в популяции растет, то ли его стали хорошо диагностировать. 

Из материала исследования известно, что были проанализированы 145 456 детей, родившихся за последние 10 лет. Новизна данного исследования заключалась в том, что использовались данные не только об использовании антидепрессантов, но и в какой триместр и, самое главное, какой именно класс антидепрессантов применяли беременные женщины. Кроме этого, авторы исследования имели доступ к таким данным как социально-экономическое положение матерей, семейный анамнез (встречаемость аутизма в семье), как часто мать страдала депрессией ,предыдущие роды, возраст на момент зачатия.

«Из всех рожденных детей мы отделили тех, кому поставлена та или иная форма аутизма: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера или нарушение развития. Затем, мы при помощи статистического метода определили связь между двумя группами и обнаружили, что риск развития аутизма увеличивается на 87%», — говорит автор исследования Аника Берард (Anick Bérard).

Применение такого класса антидепрессантов как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) во втором и/или третьем триместре беременности существенно повышало риск развития аутизма у детей. 

Серотонин у ребенка до и после рождения играет важную роль. Он участвует в клеточном делении, миграции нейронов, дифференциации клеток и создании новых синапсов. 

«Некоторые классы антидепрессантов (СИОЗС и некоторые другие) работают путем ингибирования серотонина, что, в свою очередь, негативно влияет на способность головного мозга к формированию и адаптации в утробе матери», — объясняет автор исследования. 

В недавнем исследовании другие ученые заявили, что антидепрессанты в сочетании с анальгетиками могут вызвать внутричерепное кровоизлияние.

Подробнее в научной статье:

Chen, Jonathan H.; Humphreys, Keith; Shah, Nigam H.; Lembke, Anna Distribution of Opioids by Different Types of Medicare Prescribers // JAMA Internal Medicine - 2015 - p. 1-3
Chen, Jonathan H.; Humphreys, Keith; Shah, Nigam H.; Lembke, Anna Distribution of Opioids by Different Types of Medicare Prescribers // JAMA Internal Medicine — 2015 — p. 1-3