При ВИЧ увеличивается проницаемость эпителия кишечника

Просмотров: 2618

Опубликовано 09.09.2014, 13:28 (мск) Руслан Хусаинов в Инфекционные болезни, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

ВИЧ больше не является фатальной проблемой, благодаря новым лекарственным препаратам, ингибирующим ретровирусы. Однако, остается много вопросов, связанных с вирусными осложнениями. Ученые из университета Case Western Reserve решили изучить влияние вируса на кишечник. Продукты жизнедеятельности бактерий (триггеры воспаления) просачиваются из толстой кишки и распространяются по всему организму, это может быть причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний, нейродегенеративных нарушений, хронической почечной недостаточности, метаболических изменений и рака. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLoS Pathogens.

«В просвете толстого кишечника находится самое большое количество бактерий и отходы этих бактерий часто становятся причиной развития различных заболеваний. Иммунная система реагирует на продукты жизнедеятельности бактерий и активирует воспалительные процессы по всему организму, которые продолжаются очень долго», — говорит автор исследования, профессор Alan D. Levine.

Бактерии могут вызвать серьезные заболевания, но продукты жизнедеятельности бактерий и остатки мертвых бактерий безвредны. Тем не менее, иммунная система не может отличить живые бактерии от бактериальных продуктов. Поэтому иммунная система сразу же активируется, когда бактериальные продукты поступают в кровоток. ВИЧ-инфекция уменьшает плотные соединения стенок толстой кишки и обеспечивает прохождение продуктов жизнедеятельности бактерий в организм человека.

Исследователи обнаружили, что не смотря на эффективную противовирусную терапию, у больных с ВИЧ выявлялись нарушения в стенках кишечника. В исследовании были проанализированы материалы биопсии больных с низкой вирулентностью вируса. Биопсия была получена с помощью обычной колоноскопии. Во время процедуры биопсии были собраны материалы из трех мест в кишечнике: в конце тонкой кишки (подвздошной кишке), в начале и в средних частях толстой кишки, и в конце толстой кишки (нисходящая кишка).

«Мы обнаружили, что самые слабые соединения в стенках кишечника (под воздействием ВИЧ) находятся именно там, где кишечные бактерии были очень распространены. Также мы сопоставили снижение плотности соединений в стенках кишечника с повышением воспалительных процессов», — утверждает Levine.

Исследователи обнаружили, что количество клеток и их плотность не изменяются, то есть утечка бактериальных продуктов не связана с клеточной гибелью или выраженными изменениями в структуре тканей или поверхности эпителия. Тем не менее, было снижено количество РНК и белков, которые способствуют организации плотных контактов в стенках толстой кишки.

«Снижение плотных контактов было связано с повышенной микробной транслокацией и более высоким уровнем воспалительных процессов по всему организму. Эти выводы доказывают, что дефекты в стенках кишечника позволяют бактериальным продуктам просачиваться в организм и являются вероятным источником активации воспалительных процессов. Особенно это заметно у ВИЧ-инфицированных больных», — сказал Levine.

«Тем не менее, еще должны быть решены некоторые вопросы. Какие изменения в эпителиальных клетках приводят к ослаблению плотных связей стенок кишечника? Связаны ли ослабления в плотных связях с вирулентностью ВИЧ или это связано с антиретровирусными препаратами? Нам понадобятся дополнительные исследования, чтобы ответить на эти вопросы», — добавляют ученые.

Chung, Charlotte Y.; Alden, Stephanie L.; Funderburg, Nicholas T.; Fu, Pingfu; Levine, Alan D. (2014) Progressive Proximal-to-Distal Reduction in Expression of the Tight Junction Complex in Colonic Epithelium of Virally-Suppressed HIV+ Individuals // PLoS Pathogens — vol. 10 (6) — p. 18