Как одинаковые неудачи могут вызвать разные реакции у людей? В исследовании, опубликованном в журнале Neuron, ученые считают, что, когда происходят неудачи, можно определить, какая из двух отдельных частей головного мозга будет справляться с проблемой.
«Представьте студента, который не сдал экзамен», — говорит Jamil Bhanji, один из соавторов исследования. «Он чувствует, что не провалился бы, если бы учился лучше».
Этот студент решает упорно заниматься до следующего экзамена. Функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ), используемая в исследовании, показала активность в части мозга, называемой вентральный стриатум, которая направляет к цели, основанной на предыдущем опыте.
Другой студент тоже не прошел экзамен, но он полагает, что это произошло потому, что вопросы были сложными или профессор был несправедлив. Он считает, что это те вещи, которые он не может контролировать. Негативные эмоции, полученные от этой неконтролируемой неудачи, могут привести к тому, что студент падает духом.
Преодоление этих негативных эмоций и переориентация на успеваемость может потребовать более сложный мыслительный процесс. В подобных случаях МРТ показала активность в вентромедиальной префронтальной коре. Эта часть мозга, которая регулирует эмоции более гибким образом.
Bhanji говорит, что результаты исследования могут привести определенных людей к карьере.
«Интересно, почему так мало женщин достигают успехов в науке»,- объясняет он. «Может быть, в таких случаях есть вещи, которые мы сможем сделать, чтобы способствовать реакции на отрицательную обратную связь, которая способствует настойчивости».
«Есть моменты», — добавляет Delgado: «когда вы не должны быть настойчивыми к своим целям. Вы постоянно думаете, «я могу сделать это», «я могу это сделать». Но, может быть, вы не должны делать это. Интерпретировать неудачу более гибко может быть полезнее».
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Bhanji, Jamil P.; Delgado, Mauricio R. Perceived Control Influences Neural Responses to Setbacks and Promotes Persistence // Neuron (2014)