Ученые установили: иммунные клетки необходимы, чтобы предотвратить стоматит

Необычный вид иммунных клеток, обнаруженных на языке, по-видимому, играет ключевую роль в предотвращении молочницы, по мнению исследователей из Университета Питтсбурга, которые обнаружили их. Выводы исследования могут пролить свет на то, почему люди инфицированные ВИЧ или которые имеют другие нарушения иммунной системы, более восприимчивы к инфекции ротовой полости.

Оральная молочница вызывается чрезмерно быстрым ростом грибка Candida Albicans, что приводит к болезненным поражениям слизистой рта, сказала автор исследования, профессор Sarah L. Gaffen. Инфекция поддается лечению, но имеет частые осложнения у людей с ВИЧ инфекцией, реципиентов, у наркоманов, у больных, принимающих химиотерапию и у детей с незрелой иммунной системой.

«В предыдущей работе мы обнаружили цитокин интерлейкин-17 (IL-17), белок, участвующий в регуляции иммунной системы, который может предотвратить развитие молочницы», – заявил Gaffen.

Как правило, IL-17 производится иммунными Т-клетками, которые распознают и удаляют посторонние микроорганизмы после первоначального воздействия, известного как адаптивный иммунитет. Но в отличие от людей, мыши обычно не приобретают Candida во время родов. Когда исследователи ввели лабораторным животным Candida, уровень IL-17 вырос в течение 24 часов, несмотря на отсутствие ответа Т-клеток. Это позволило предположить, что иммунная активность была врожденной, а не приобретенной.

Чтобы найти клетки, ответственные за произволство IL-17, ведущий исследователь Heather R. Conti разработал научную методику под названием проточной цитометрии для сортировки клеток ткани полости рта. На языке он выявил клетки Th17, которые выглядели очень похоже на Т-клетки, но не ведут себя, как они.

«Эти клетки являются частью естественной защиты системы человека, которая присутствует при рождении», – считает Gaffen. «Это исследование показывает, что клетки Th17 защищают от инфекции».

Исследователи полагают, что сходство природных клеток Th17 с Т-клетками делает их уязвимыми к ВИЧ инфекции и химиотерапии, что может объяснить, почему некоторые люди более восприимчивы к стоматиту. Кроме того, новые препараты для лечения ревматологических симптомов блокируют IL-17, так что вполне возможно, что молочница может быть побочным эффектом.

Научная статья была опубликована в научном журнале The Journal of Experimental Medicine.

Conti H. R. et al. Oral-resident natural Th17 cells and γδ T cells control opportunistic Candida albicans infections //The Journal of experimental medicine. – 2014. – Т. 211. – №. 10. – С. 2075-2084.