Исследователи выяснили, что такое уверенность

Уверенность определяет большую часть нашего жизненного пути, но что это такое? Большинство людей описывают ее как эмоции или чувство. Исследователи обнаружили, что уверенность на самом деле является измеримой величиной, и бывает не только у человека. Команда во главе с доцентом Adam Kepecs определила область мозга у крыс, функции которой помогают животным выразить уверенность в своих решениях.

Как мы узнаем, что крыса проявляет уверенность? Исследователи разработали метод для изучения процесса принятия решений у этих животных. Крысам был предложен аромат, который связан с одной из двух дверей. Когда они выбирали правильную дверь, их ждала награда. Эта было просто для животных: их выбор был почти всегда правильный. Стало сложнее, когда Kepecs предложил смесь из двух ароматов, один запах доминировал над другим лишь на очень небольшой процент. Крысам теперь нужно выбрать дверь, представляющую доминирующий запах, чтобы получить свою награду.

В работе, опубликованной сегодня в Neuron, ученые описывают, как уверенность была измерена у крыс, в то время когда они ждали награду за дверью. Время, которое они готовы были ждать, служило мерой уверенности в их правильном решении.

«Мы обнаружили, что крысы готовы на авантюру», – объясняет Kepecs, «иногда ждать приходится 15 секунд, а это вечность для этих животных». «Это то, что мы можем измерить и создать математические модели», – продолжает Kepecs. «Время, которое крысы готовы ждать, уверенные в правильном решении, и предоставляет объективную меру для отслеживания чувства уверенности».

Предыдущие работы предположили, что орбитофронтальная кора (OFC) головного мозга, участвующая в прогнозировании, может играть определенную роль в уверенности. Kepecs и его команда специально отключила нейроны в орбитофронтальной коре, и обнаружили, что у крысы больше не было уверенности в своих решениях.

«При неактивной OFC крысы сохранили способность принимать решения – их точность не изменилась», – говорит Kepecs. «И они потратили столько же времени, ожидая награды. Разница лишь в том, что готовность животного ждать награды больше не руководствовалась уверенностью».

Открытие предлагает редкую возможность заглянуть в нейронную основу познавательного процесса более высокого уровня, что может иметь определенные последствия для человека при принятии решения.

Как описывает Kepecs, «мы теперь знаем, что OFC имеет решающее значение для создания уверенности у крыс. Просто OFC у человека имеет более сложную версию, чем у грызунов».

Ученые расширяют свои исследования, чтобы изучить, как неуловимое чувство уверенности основано на объективных предсказаниях, которые влияют на решения человека.

Lak, Armin; Costa, Gil M.; Romberg, Erin; Koulakov, Alexei A.; Mainen, Zachary F. et al. (2014) Orbitofrontal Cortex Is Required for Optimal Waiting Based on Decision Confidence // Neuron