Вопрос пациента стал причиной проведения важного исследования в области свёртывания крови

«Вопрос пациента определил серьезный пробел в знаниях клиницистов. Мы решили действовать и найти ответ», — говорит гематолог Marc Carrier, профессор университета Оттава. 

Carrier лечил Jamie Dossett-Mercer от тромбоза глубоких вен, множественные тромбы были найдены в сосудах на протяжении от лодыжек до паха. Опасность была в том, что отрыв хотя бы одного этих сгустков мог вызвать эмболию в сосудах легких, которая нередко приводит к смерти. Как известно, тромбоэмболия является третьей основной причиной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. 

В последние годы были одобрены для использования ряд новых пероральных антикоагулянтов. Столкнувшись с восемью возможными методами лечения, Jamie Dossett-Mercer спросил у своего доктора: «Как сравнивать все эти препараты, разжижающие кровь, одновременно?» 

Доктор Marc Carrier начал искать ответ. Хотя он нашел десятки исследований, которые изучали влияние различных препаратов по отдельности, он не нашёл ни одной работы, объединявшей все результаты вместе. 

Его команда собрала воедино данные 45 рандомизированных исследований (с участием почти 45 000 пациентов), используя процесс, называемый сетевой мета-анализ, который позволил им устанавливать базовое лечение. Учёные сравнили новые методы лечения в стандартах медицинской помощи, которые включают применение низкомолекулярных препаратов гепарина (НМГ) и антагонистов витамина К. 

Используя комбинацию НМГ и антагонистов витамина К в качестве основной, они сравнивали безопасность и эффективность с семью другими видами антикоагулянтной терапии венозной тромбоэмболии: нефракционированного гепарина (НФГ) с антагонистами витамина К; фондапаринукса с антагонистами витамина К; НМГ с дабигатраном; НМГ с эдоксабаном; ривароксабаном; апиксабаном; и только НМГ. В то время как они не нашли никаких существенных различий в эффективности и безопасности, были и заметные различия. 

Пациенты, принимающие комбинацию НФГ с антагонистами витамина К, имели более высокий риск рекуррентного (повторного) образования сгустков крови в течение трех месяцев лечения. 

Пациенты, принимающие ривароксабан и Апиксабан, имели более низкий процент кровотечений. 

«Это поможет врачам выбирать метод лечения в соответствии с характеристиками пациентов, — утверждает Carrier. — Например, если у больного рецидивирующий тромбоз, но низкий риск кровотечения, то врач может выбрать препарат с лучшим профилем безопасности».

«Я уже был впечатлен исключительной заботой доктора Carrier, — говорит Dossett-Mercer. — Но то, что он сделал такое масштабное исследование, отвечая на вопрос пациента, просто поражает».

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Castellucci, Lana A.; Cameron, Chris; Gal, Grégoire Le; Rodger, Marc A.; Coyle, Doug et al. (2014) Clinical and Safety Outcomes Associated With Treatment of Acute Venous Thromboembolism: A Systematic Review and Meta-analysis // JAMA — vol. 312 (11) — p. 1122-1135