Мутация в гене RB1 приводит к развитию ретинобластомы у детей

Просмотров: 4918

Опубликовано 28.09.2014, 15:30 (мск) Александр Наумов в Генетика, Новости, Онкология

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (1 баллов, в среднем: 5,00 из 5)

Ретинобластома (РБ) — это опухоль сетчатки, которая часто развивается у детей. Может наблюдаться в любом возрасте, но чаще выявляется до 2 лет. Является истинно детской опухолью. В результате злокачественной трансформации эмбриональной ретины опухоль возникает у 1: 15 000 — 30 000 новорожденных. Используя метод косвенной стандартизации, рассчитано ожидаемое количество случаев РБ в России в год. Ожидаемое количество случаев РБ среди детей в возрасте от 0до14 лет составляет 93 случая, до 1 года — 37, от 1 года до 4 лет — 39, от 5 до 9 лет — 3, от 10 до 14 лет — 0 случаев. Полученные данные свидетельствуют о том, что РБ является редкой злокачественной опухолью детского возраста. РБ встречается примерно с одинаковой частотой в различных странах и на всех континентах, как у мальчиков, так и у девочек. Среди всех злокачественных опухолей у детей на РБ приходится около 3% случаев. Двусторонняя РБ (ДРБ) выявляется в 20- 30% случаев. Различают 3 гистологических вида РБ: дифференцированную (зрелый компонент > 80%), недифференцированную (мелкие базофильные клетки с плотным ядром и небольшим ободком цитоплазмы) и смешанную (зрелый компонент < 80%) РБ. РБ существует в наследственной и ненаследственной форме. РБ является наследственной во всех случаях ДРБ и в 15% случаев односторонней (ОРБ), а семейная форма РБ встречается в 3% -15% случаев.
David E. Cobrinik (Дэвид Э. Кобриник) с соавторами обнаружили, что ретинабластома развивается при мутации лишь одного гена RB1. Данное исследование было опубликовано в журнала Nature.

Ген RB1 кодирует супрессорный белок опухоли (Rb), который предотвращает чрезмерный рост клеток путем ингибирования клеточного цикла. Вследствие этой мутации в гене RB1, белок Rb инактивируется и развивается ретинобластома.

Cobrinik с соавторами (2014) утверждают, что ретинобластома развивается из предшественников фоторецепторов конуса. Колбочки (конусы) считаются фоторецепторными клетками сетчатки и отвечают за цветное зрение. Предшественники конусных клеток считаются не зрелыми и не полностью дифференцированными.

Исследование показало, что предшественники конусных фоторецепторов в значительной степени экспрессируют канцерогенные белки, которые подавляют пролиферацию и апоптоз клеток, или другими словами, запрограммированную смерть клеток. Между тем, белок Rb сдерживает этот вид распространения. Уменьшение белка Rb приводит к распространению и бесконтрольному росту клеток и вследствие этого формированию ретинобластомы.

Диагноз РБ базируется на детальном офтальмологическом исследовании глаз под общей анестезией с максимально расширенным зрачком и на методах визуализации. Важным и дополнительным к офтальмоскопии является ультразвуковое исследование глаз. Основными ультразвуковыми характеристиками внутриглазной опухоли являются эхогенность, структура, наличие включений, контуры опухоли и ее размеры. Часто при РБ выявляется высокий уровень акустического сигнала, что обусловлено наличием в опухоли кальцификатов, а также зонами между жизнеспособными и некротическими тканями. Отслойка сетчатки может выявляться при экзофитном росте опухоли. Предпочтительно проведение компьютерной томографии (КТ), при которой не только четко определяются кальцификаты, но и возможна общая оценка опухолевого поражения, распространение его за пределы глаза в орбиту, по зрительному нерву, в субарахноидальное пространство, головной мозг. При отсутствии кальцификатов более информативной может оказаться магнитно- резонансная томография (MPT). МРТ — метод выбора для выявления очагового распространения опухолевых масс. Опухоль имеет сигнал эквивалентный или немногим более интенсивный, чем стекловидное тело.

Наиболее приоритетным лечением данной патологии является органосохраняющее, целью которого является выздоровление с сохранением зрения. Наличие зрительных функций (минимально — светоощущение), что особенно важно при двустороннем процессе, заставляет искать новые подходы сохранения органа зрения, когда опухоль занимает до 2/3 объема глаза, распространяется за пределы сетчатки, включая стекловидное тело или субретинальное пространство. Данные отечественных и зарубежных исследователей свидетельствуют о расширении возможностей органосохраняющего лечения местнораспространенных интраокулярных РБ.

Xu X. L. et al. Rb suppresses human cone-precursor-derived retinoblastoma tumours //Nature. — 2014. — Т. 514. — №. 7522. — С. 385−388.

Александр Наумов (616 Статей)
Должность - Автор новостного блока. Врач-кардиолог. г. Санкт-Петербург.