Фитнес полезен для детей с аутизмом

На всем протяжении истории изучения аутизма в детстве перед исследователями вставали вопросы относительно его нозологической принадлежности, идентичности или различий с шизофреническим психозом, нарушениями развития и другими видами расстройств. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде обобщающих работ как отечественных, так и зарубежных авторов.

Можно определить два основных направления, в рамках которых проблема получила свое развитие. Первое направление включает в себя выделение, наряду с типичным классическим синдромом Каннера, не сопровождающимся психотическими расстройствами, детского процессуального аутизма, который приравнивается А.С.Тигановым и В.М.Башиной (2005) к атипичному психозу (подвиду аутизма, согласно МКБ-10,1994).

Второе направление связано с исследованием аутизма в рамках заболеваний различной нозологической природы с наибольшей предрасположенностью к аутистическим расстройствам.

Аутизму отнесено большинство наиболее тяжелых форм: в первую очередь это касается детского процессуального аутизма и аутистических расстройств при генетически обусловленной патологии.

Небольшое исследование показало, что у детей с аутизмом, по оценкам, такой же индекс массы тела, аэробный фитнес-уровень и гибкость, как и у здоровых детей.

«Эти дети при сравнении такие же, как их сверстники», – утверждает Megan MacDonald. «Это очень интересно, и означает, что у них есть способности к занятию спортом».

Для исследования ученые проверили уровень физической активности у 17 детей с аутизмом и у 12 здоровых детей. Тест включал: 20-метровый многоступенчатый челночный бег; тест для измерения гибкости и силы рук; а также рост, вес и измерения индекса массы тела.

«Этот фитнес-тест был выбран отчасти потому, что его обычно используют в школах», – сказал MacDonald. 

Дети, принимающие участие в исследовании, носили акселерометры в течение недели, чтобы измерить движение, а родители сообщали дополнительную информацию.

Даже при том, что дети с аутизмом вели сидячий образ жизни, они отставали от своих сверстников только при испытании на выносливость. Результаты оказались неожиданными, но и обнадеживающими, потому что показывали, что дети с аутизмом находятся на одном уровне со своими сверстниками, когда дело доходит до занятий фитнесом.

«Это действительно важно для родителей и учителей, потому что открывает двери для участия во многих мероприятиях», – сказал MacDonald.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, почему дети с аутизмом, как правило, больше сидят, сказал он. Вполне возможно, что дети с аутизмом имеют меньше возможностей для участия в спортивных состязаниях или деятельности по физическому воспитанию. 

Megan MacDonald сказал: «Мы должны работать с ними, чтобы дать им такую возможность».

MacDonald призывает родителей заинтересовать детей физической активностью, например, совершать ежедневные прогулки или поездки в парке. Он также выступает за адаптивные программы физического воспитания, которые разработаны на основе способностей и потребностей ребенка. Некоторые общины также предлагают физические фитнес-программы, такие как футбольные клубы специально для детей с аутизмом или другими отклонениями. 

«Физическая подготовка и физическая активность важна для здоровой жизни», – утверждает MacDonald. «И мы должны сделать все, чтобы дети с аутизмом стали более активными».

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Kiley Tyler, Megan MacDonald, Kristi Menear. Physical Activity and Physical Fitness of School-Aged Children and Youth with Autism Spectrum Disorders. // Autism Research and Treatment – 2014