Древний геном человека из южной Африки проливает свет на наше происхождение

Что может рассказать ДНК скелета человека, жившего 2330 лет назад в южной Африке? Многое, в том числе его профиль ДНК указывает на то, что Южная Африка была родиной первой группы древних людей, которых можно считать полноценными Homo sapiens.

С помощью секвинирования митохондриального ДНК ученые смогли узнать очень много об эволюции и предыстории современного человека. Данные митохондриального ДНК доказывают, что все люди родом из Африки.

Профессор археологии Andrew Smith из университета Кейптауна в 2010 году обнаружил 1,5 метровый скелет мужчины на острове Святой Елены, вблизи к месту, где были найдены 117 тысячелетние человеческие следы, названные «следы Евы». Он вместе с профессором Vanessa Hayes (Ванесса Хейз), экспертом по африканским геномам, осмотрели обнаруженный скелет человека. Ученые пришли к выводу, что этот человек жил и обитал вблизи холодных прибрежных вод.

В пользу этого говорит и то, что кости внутреннего уха у «Адама» были покрыты характерными выростами, которые часто возникают у ныряльщиков-профессионалов. Найденные возле могилы орудия труда подтвердили, что он питался морепродуктами. Далее ученые попытались изучить геном древнего человека. Однако, все было не так просто – его останки покоились в чрезвычайно кислой почве, и за две с лишним тысячи лет практически все фрагменты ДНК были вымыты из костей или были очень сильно повреждены. По этой причине генетики обратились за помощью к профессору Svante Pääbo (Сванте Пеебо), чьи инструменты в Лейпцигской лаборатории помогли им отыскать фрагменты митохондриальной ДНК (выделенные из зуба и ребра) и соединить их в единое целое.

Когда ученые собрали все эти фрагменты в единое целое, то пришли к крайне неожиданному открытию. Митохондриальный геном древнего африканца был совершенно не похож на аналогичные части ДНК у большинства современных народностей ЮАР. Больше всего он напоминал по своей структуре ДНК в геноме койсанцев – африканской народности, которая сегодня считается самым древним народом на Земле.

Свои выводы ученые опубликовали в журнале Genome Biology and Evolution.

Этот человек жил в этом регионе до того, как туда проникли мигранты из других районов Африки, что случилось примерно две тысячи лет назад, когда кочевые скотоводы, вместе со стадами овец, двигались из Анголы по берегу моря на юг, в сторону залива Святой Елены. Ученым удалось показать, что морской охотник-собиратель происходил от другой материнской линии, которую исследователи ранее никогда не встречали.

Ученые уверены, что открытие этой линии первых кроманьонцев позволит им сделать большой шаг в раскрытии ранней генетической истории человечества.

Morris, Alan G.; Heinze, Anja; Chan, Eva K.F.; Smith, Andrew B.; Hayes, Vanessa M. (2014) First Ancient Mitochondrial Human Genome from a Pre-Pastoralist Southern African // Genome Biol Evol – p. evu202