Эстрогены увеличивают риск рецидива рака молочной железы

Просмотров: 2582

Опубликовано 02.10.2014, 10:06 (мск) Руслан Хусаинов в Гинекология, Новости, Онкология, Эндокринология

Гормон эстроген, предварительно активирующий реакцию развернутого белка (РРБ), защищающего клетки от стресса. РРБ стимулирует производство молекулярных шаперонов, которые участвуют в процессе деления клеток. Без шаперонов белки раковых клеток не могут делиться и размножаться. По этой причине шапероны являются основным объектом для новых методов лечения рака. Команда исследователей из университета Иллинойс предоставили свои выводы в журнале Oncogene.

«Когда клеткам не хватает достаточного количества кислорода и питательных веществ, или когда раковые клетки подвергаются химиотерапии, активируется процесс РРБ. Активация РРБ приводит к увеличению роста клеток, делению и выживанию их в тяжелых условиях», — говорит автор исследования, профессор David Shapiro.

«Мы обнаружили новую роль эстрогенов при раковых болезнях. Гормон эстроген активирует процесс РРБ, и тем самым предохраняет раковые клетки от внешних угроз», — говорит соавтор исследования, Neal Andruska.

Когда эстроген связывается с определенными рецепторами, в мембране клеток открываются проходы и кальций поступает внутрь клеток. Это приводит к активации процесса РРБ и клеточной пролиферации.

Процесс РРБ также является посредником клеточной смерти. Если нормальная клетка подвергается большому стрессу, это приводит к увеличению процесса апоптоза (клеточная гибель). В раковых клетках активация РРБ эстрогеном наоборот уменьшает этот процесс клеточной смерти, позволяя раковым клеткам выживать и даже противостоять лекарственным препаратам.

«Также мы изучили выраженность РРБ процесса среди родственных генов из архивных образцов женщин с опухолью молочной железы. При компьютерном анализе данных больных с раком молочной железы мы обнаружили, что активация процесса РРБ является прогностическим маркером течения рака молочной железы. У женщин с высоким уровнем РРБ в 3,7 раза больше шансов повторного развития рака молочной железы, по сравнению с пациентками с минимальным уровнем РРБ», — добавляет Shapiro.

Andruska, N; Zheng, X; Yang, X; Helferich, W G; Shapiro, D J (2014) Anticipatory estrogen activation of the unfolded protein response is linked to cell proliferation and poor survival in estrogen receptor α-positive breast cancer. // Oncogene

Должность — Координатор проекта.

E-mail для связи — [email protected].

Врач — ультразвуковой диагностики, детский травматолог-ортопед г. Санкт-Петербург.