Дети, родившиеся с низким весом тела, особенно уязвимы к воздействиям окружающей среды

Дети с низким весом при рождении более уязвимы к воздействию окружающей среды, по сравнению с детьми, рожденными с нормальным весом. Если воспитывать их с большим вниманием, они смогут проявить себя в школе, но в среднем они не смогут стать лучшими студентами, чем нормальные дети с нормальным весом при рождении. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Child Psychology and Psychiatry

В нескольких психологических теориях говорится, что некоторые дети более восприимчивы к положительным или отрицательным воздействиям окружающей среды. В отличие от диатез-стрессовой модели, новая модель дифференциальной восприимчивости утверждает, что дети, которые особенно восприимчивы, будут превосходить менее восприимчивых детей в оптимальных условиях окружающей среды, хотя их повышенная восприимчивость может быть связана с факторами риска, такими как непослушный характер. Ученые во главе с доктором Julia Jäkel (Джулия Джэкель) постарались определить, какой из этих двух моделей лучше всего подходит для оценки развития детей с низким весом при рождении. 

В данном исследовании ученые изучили данные 922 детей с массой тела при рождении от 600 до 5140 граммов. Когда дети достигли восьмилетнего возраста, они прошли серию стандартизированных тестов, оценивающих математические и письменные способности. Исследователи сравнили успеваемость детей с низкой массой тела при рождении (меньше 1500 граммов) и детей с нормальным весом при рождении (2500 грамм и выше). 

Модель дифференциальной восприимчивости имеет эволюционный подход. 

«Даже если все родители будут воспитывать своих детей в неправильном направлении, дети будут развиваться по-разному, потому что некоторых из них не затронет плохое воспитание. Это то, что обеспечивает выживание нашего вида», — утверждает Julia Jäkel. 

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Jaekel J. et al. Effects of maternal sensitivity on low birth weight children’s academic achievement: a test of differential susceptibility versus diathesis stress //Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2015. – Т. 56. – №. 6. – С. 693-701.