Гены влияют на успеваемость детей

В новом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), ученые оценили когнитивные способности у 13306 близнецов в возрасте 16 лет. Учащиеся заполняли анкеты, которые выявляли их особенности по 83 отдельным показателям. Например, ученые фиксировали, как часто ребенок болел, как много занимался и насколько ему самому нравилось обучение.

Однояйцевые (монозиготные) близнецы имеют 100% сходство в генах, у гетерозиготных близнецов сходство генов составляет 50%. Если по каком-либо из объективных параметров близнецы схожи между собой (например, учатся одинаково хорошо), то корреляция между параметрами может объясняться как наследственностью, так и средой — например, положительным примером родителей. Если успеваемость определяется исключительно средой, то корреляция между однояйцевыми и не однояйцевыми близнецами будет в среднем одинаковой. Если же успеваемость диктуется только наследственностью, то у однояйцевых близнецов корреляция в успеваемости будет значительно (на известную величину) выше. Если на исследуемый параметр влияют оба фактора (а ученые практически всегда имеют дело именно с такой ситуацией), то говорят об определенной доле наследуемости — ее, сравнивая расчетные и реальные данные, можно довольно точно подсчитать. 

В целом около 62% показателей успеваемости были связаны с генетическими факторами. Ученые отмечают, что влияние наследственности на экзаменационные оценки связаны не только с интеллектом, но и с другими свойствами близнецов как наследуемыми, так и приобретенными в течение жизни. 

Люди отличаются не только интеллектом, но и массой других качеств, что подчёркивает необходимость создания персонализированных программ обучения. Каждому ученику следует дать разные возможности обучения, от компьютерных классов до творческих проектов, в зависимости от черт его личности.

ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:

Krapohl, Eva; Rimfeld, Kaili; Shakeshaft, Nicholas G.; Trzaskowski, Maciej; McMillan, Andrew et al. (2014) The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence // PNAS – p. 1408777111