Многие пожилые люди имеют мутации, связанные с опухолевыми заболеваниями крови, но это не означает, что они больны

В процессе старения в клетках организма часто происходят мутации и по большей части такие мутации не опасны. У некоторых людей развиваются генетические мутации, которые играют роль в развитии лейкемии и лимфомы, при том, что при анализе крови и костного мозга признаков злокачественных заболеваний у них не выявлялось, сообщается в октябрьском номере журнала Nature Medicine.

Выводы, основанные на анализах крови почти 3000 пациентов с такими мутациями, показали, что наличие этих генетических изменений не означает, что у таких людей непременно разовьётся рак крови. На самом деле, частота злокачественных новообразований крови в пожилом возрасте у них не превысит 0,1%.

«Поразительно, что многие люди в возрасте 70 лет и старше имеют эти мутации. Нам пока неизвестно, вызывает ли наличие одной из этих мутаций повышенный риск развития раковых образований крови. Дальнейшие исследования помогут нам лучше понять эту зависимость», говорит старший автор исследования, (Ли Дринг) Li Ding.

Все пациенты, участвующие в исследовании, имели опухолевые болезни крови. Участники были в возрасте от 10 до 90 лет и предоставили образцы крови и опухолевых клеток до начала лечения. Таким образом, любые мутации, выявленные исследователями, не были связаны с химиотерапией или лучевой терапией, которые могут привести к повреждению ДНК клеток.

Ученые внимательно просмотрели 556 известных онкогенных генов в образцах крови испытуемых. 341 пациент в возрасте 40-49 лет имели 1 процент мутаций в 19 генах, приводящих к лимфоме. Из 475 больных в возрасте 70-79 данная мутация обнаруживалась уже у 5 процентов людей. И 132 человека в возрасте 80-89 имели более 6 процентов мутации в этих генах. Исследователи отметили, что девять из 19 генов мутировали неоднократно.

Исследователи считают, что данные анализы нужно ещё повторить у десятков тысяч пациентов и отслеживать со временем развитие мутаций, только в этом случае они могут более точно определить риск отдельных мутаций или комбинаций мутаций в развитии лейкемии и лимфом. Такое исследование представляется перспективным, но потребуются годы и значительные финансовые ресурсы, чтобы его завершить.

Xie, Mingchao;  Lu, Charles;  Wang, Jiayin;  McLellan, Michael D;  Johnson, Kimberly J et al. (2014) Age-related mutations associated with clonal hematopoietic expansion and malignancies // Nature Publishing Group, a division of Macmillan Publishers Limited.